Владимир Лисичкин - председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике - считает, что сегодня неправильный подход к пенсионному, медицинскому и другим видам соцобеспечения грозит уже не просто политическими проблемами, а путаницей в государственных финансах и социальным взрывом. По его мнению, подготовленный в налоговом ведомстве проект указа Президента о передаче некоторых функций фондов социального страхования Министерству налогов и сборов может стать еще одной серьезной политической ошибкой исполнительной власти.
ЗА ВРЕМЯ существования Государственной Думы создана достаточно стройная система обеспечения страховой политики в отношении граждан Российской Федерации. Созданы соответствующие социальные фонды, утверждены пакеты законов, которые действуют в настоящее время. Мы отошли от распределительной системы, принятой при социализме, когда пенсии выплачивались из общих фондов потребления, которые создавались путем отчислений предприятий всех отраслей народного хозяйства. Мы перешли к качественно новой для нашей страны страховой системе пенсионного обеспечения. В отличие от налогов, мы рассматриваем пенсионные поступления как отложенную часть заработной платы, которая идет на выплату пенсий этим же работникам в будущем и не может быть потрачена государством ни на что иное.
То же самое касается и пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, по безработице. Так же обеспечиваются и различные льготы нуждающимся группам населения. Создана стройная система страхового обеспечения на все страховые случаи. Новое правительство поддержало эту систему.
В Пенсионном фонде существует персонифицированная система учета на более чем 105 миллионов россиян - единственная в своем роде в стране. Она охватывает более 90% всех клиентов фонда, и по этому показателю мы находимся на уровне Франции, Германии или Швеции. Собственно, создавалась она по образцу именно этих стран. Система контролирует всю технологическую цепочку, по которой проходят деньги граждан, - от выплат предприятий и физических лиц до поступления пенсий и пособий к конкретным получателям. Она абсолютно прозрачна и поэтому исключает любые злоупотребления.
Но пенсионные деньги все же не дают покоя чересчур активным радетелям "государственных интересов". Новый министр налогов и сборов Георгий Боос сейчас готовит указ, целью которого является пополнение государственной казны за счет пенсионных и других социальных поступлений. Этот указ, если Президент его подпишет, передаст в ведение налогового ведомства функцию сбора взносов всех плательщиков в Фонды социального страхования. То есть социальные сборы станут собираться как налоги. Не говоря уже о том, что этот указ войдет в противоречие со всей сегодняшней законодательной базой по соцстраху, он грозит сделать систему социального обеспечения инструментом для затыкания дыр в государственном бюджете.
И даже если не обсуждать такую весьма реальную возможность, то есть очевидное негативное последствие передачи функции сбора средств от фондов к налоговикам - обратная связь с предприятиями у фондов нарушится и тогда в их деятельности неизбежно возникнет информационный хаос. Говоря проще, начислять и выплачивать пенсии, пособия и деньги за лечение они станут дольше, хотя бы за счет еще одного - явно лишнего - звена в цепочке передачи средств. Предлагаемое министром налогов и сборов опосредование системы соцстраха отбросит нас как минимум на пять лет назад и лишит фонды возможности твердо гарантировать выплаты самым нуждающимся группам населения - пенсионерам, инвалидам, безработным. А в сегодняшней непростой обстановке это чревато самым настоящим социальным взрывом.
У НАС в Комитете по труду и социальной политике вообще складывается впечатление, что налоговиков больше заботят интересы собственного ведомства, нежели государства. Во-первых, в результате принятия упомянутого указа общая цифра собранных министерством средств сразу же сильно возрастет, а это уже повод для громких победных реляций - ведь увеличить собираемость не удавалось никому из предшественников этого энергичного молодого министра. Во-вторых, Госналогслужба до сих пор не может создать своей базы данных, хоть сколько-нибудь сравнимой с базой социальных фондов. Передача этой информации налоговикам здорово облегчит им жизнь и - в результате - тоже позволит рапортовать правительству и Президенту об улучшении своей работы.
От экспериментов устали все. Тем более что правительству и конкретно налоговому ведомству и так есть чем заняться. Недавно Боос заявил, что его министерство не справится с информационным обеспечением закона о крупных покупках. Но ведь там речь шла всего лишь о сотнях тысяч покупок, как же тогда он собирается уследить за сотней миллионов россиян, платящих взносы в пенсионный, медстраховский и другие социальные фонды?
СЕЙЧАС эксперимент уже обкатывается на территории нескольких субъектов Федерации. Кое-где он уже дал свои плоды. И все они - горькие. Собирают налоговики меньше, чем фонды, а местные власти всеми правдами и неправдами пытаются оторвать от пенсионного пирога кусок покрупнее. Логика у местного начальства, казалось бы, верная - почему мы должны переводить свои пенсионные сборы в Центр? Лучше мы сами будем платить своим пенсионерам, а то, что останется, пустим на нужды региона. Но ведь часто случается так, что люди, всю жизнь проработавшие в одном месте, выйдя на пенсию, живут в другом (наиболее характерный пример - работники Крайнего Севера). Откуда же им получать честно заработанные деньги?
Я считаю, что указ в том виде, в котором он существует сейчас, может быть еще одним толчком к распаду России. И это, пожалуй, главное из возможных негативных последствий указа, если он все-таки будет подписан Президентом.