Примерное время чтения: 10 минут
117

Госдума потеряла смысл

Мы уже успели привыкнуть к тому, что наши "думские избранники" дружно голосуют за все предложения правительства и вполне предсказуемы - максимум, на что хватает их "протеста", - это укоризненно покачать пальчиком перед носом наиболее провинившихся министров, а потом великодушно предложить им исправиться в ближайшее время. Правда, есть и в этой предельно спокойной ячейке нашего общества такие "щуки", которые... Ну, не то чтобы не дают местным карасям дремать, но, по крайней мере, достаточно активно "трепыхаются". Именно из таких наш сегодняшний гость - депутат Государственной думы и лидер движения "За достойную жизнь" Сергей ГЛАЗЬЕВ.

Кому должен - всем прощаю!

ПРИНЯТИЕ 122-го закона стало еще одной вехой в проведении реформы, все элементы которой сводятся к переводу социальной сферы на самоокупаемость. Это поддерживается олигархической системой власти, не желающей ни за что отвечать, зато желающей все контролировать. Долго это продолжаться не может, но пока что ситуация именно такова - в социальной сфере государство проводит линию на последовательный отказ от выполнения своих обязательств перед обществом. Уже отменен большой набор социальных гарантий, а выполнение тех обязательств, что все же остались, перенесено с федерального уровня на уровень регионов. А у регионов (за исключением, пожалуй, только Москвы и Тюмени) денег на выполнение этих обязательств нет. По сути, это натуральный демонтаж социального государства, а значит, и нарушение конституционного принципа равенства граждан. На практике механизм исполнения этого закона состоит из судорожного латания федеральным центром дыр, возникающих на региональном уровне. Странно получается: с одной стороны, этот самый центр демонстративно устранился от любых обязательств перед людьми, а с другой - выделяет деньги на "заплатки" для региональных бюджетов. И много денег! Гораздо больше, чем прежде. Но поскольку из механизма исполнения закона исчезло главное звено - ответственность государственной власти за должное исполнение социальных гарантий, то эффективность расходования денег остается под большим вопросом. Например, предполагалось направить деньги на приобретение лекарств для инвалидов через частные медицинские страховые фонды. Однако губернаторы регионов отказались работать с ними, поскольку это означало бы, что 15% этих денег исчезнет на законных основаниях, уж я не говорю о том, сколько пропадет, "прилипнув к рукам" заинтересованных лиц. Но если с медициной, что называется, вовремя спохватились, то механизм контроля в отношении денег, отведенных на транспорт для льготников, сформировать не удалось. Возникает парадоксальная ситуация, когда, например, в Новосибирске на приобретение льготных проездных билетов сегодня расходуется в 3 раза больше денег, чем тратилось раньше на субсидирование городского транспорта.

Закон о монетизации, как его принято называть, лоббировался под вполне конкретных заинтересованных лиц - это частные медицинские компании, связанные с реформаторами из правительства. И думаю, что напор, с которым эти реформаторы пробивали через Госдуму свои законопроекты, объясняется коммерческими мотивами. Ну а другую часть социальных гарантий, к которым не было привлечено общественное внимание и из-за которых пенсионеры не выходили на улицы, попросту... забыли! Правда, полагаю, что скоро кое о чем придется вспомнить - например, о детских пособиях. Сегодня они "сброшены" на субъекты Федерации, и никаких шансов на их увеличение, а во многих регионах даже на сохранение на прежнем ничтожном уровне без поддержки центра, попросту нет. У федерального центра, которому некуда девать 700 миллиардов рублей Стабилизационного фонда, нет желания брать на себя гарантии по детским пособиям. Кроме того, новый закон ликвидировал нормативы финансирования социальной сферы. Раньше действовали нормативы финансирования науки, культуры, образования, здравоохранения, основанные на федеральном законе. Теперь их нет, и финансирование этих отраслей отпущено на добрую волю правительства: сколько даст - на том спасибо. А на эти сферы деньги идут по остаточному принципу. Хотя здравомыслящему человеку трудно понять, как можно так безответственно относиться к социальным обязательствам, имея столь гигантский Стабилизационный фонд, но вопреки общемировым тенденциям Россия продолжает все дальше и дальше отходить от образа "социального государства", провозглашенного в ее Конституции. Если в развитых странах расходы на инвестиции в человека (то есть в социальную сферу) в два раза превышают инвестиции в машины и оборудование и растут, то у нас все наоборот - люди приносятся в жертву капиталу. Последнее правительственное "новшество" - возврат к практике XVIII века (а может, и средневековой), когда один врач "пользовал" всю семью. В его распоряжении тогда не было никаких серьезных средств для лечения - только кровопускание да клизма. Все идет к тому, что и нынче не будет! И то, что в XXI веке, несмотря на явное вымирание народа России, ликвидируется система педиатрии, женских консультаций, - это результат глубочайшего недомыслия и мракобесия, охватившего сегодня нашу власть. А ведь реформы на этом не заканчиваются - господин Фурсенко предлагает ввести частичную плату за среднее образование, "Газпром" желает увеличить тарифы на газ, коммунальная реформа уже свелась к повышению тарифов без модернизации хозяйства, то есть практически идет глубокое разрушение всей социальной сферы.

Проблемы веры

КТО же станет выбирать такую власть в 2008 году? Власть рассчитывает, что выбор за нас сделает административный ресурс. Его уже активно опробовали на предыдущих выборах. Уже они прошли "по разнарядкам" - какие планируемые цифры были спущены на места, те и были "достигнуты". Но уверен, что на новых выборах эта власть поддержки не получит. Хотя сейчас президент успокаивает себя хорошими макроэкономическими показателями, но особо верить-то им не стоит: с тех пор как Росстат подчинили господину Грефу, он считает не то, что есть, а то, что пожелают. И самое главное - рост доходов населения, который декларирует официальная статистика, не затрагивает большинства граждан: почти весь прирост приходится на богатых. А половина граждан с доходами средними и ниже средних последние годы сидит на мели и никакого "улучшения" не замечает. Зарплаты малы, по-прежнему крайне низок уровень социальных выплат, и впервые думское большинство умудрилось утвердить бюджет Пенсионного фонда, в котором дефицит более 80 миллиардов рублей, и реальная пенсия снизится на 10%. Только потому, что пенсионеры вышли на улицы, эта, мягко скажем, "ошибка" была исправлена. Правительство было вынуждено провести индексацию пенсии. Правда, если ставится задача, чтобы пенсионеры жили достойно, то она должна была вырасти в три раза, но увы... Причина не в том, конечно, что нам объясняют, будто мы мало и плохо трудимся и из-за этого, дескать, пенсии низки. Нет, труд нашего народа сегодня эксплуатируется самым беспощадным образом: на один рубль зарплаты наш работник производит в 4 раза больше товаров и услуг, чем во всем мире. А наши пенсии привязаны к фонду оплаты труда. И этот фонд сегодня в 2 раза ниже, чем вклад людей в создание национального дохода.

Почему оплата труда занижена? В том числе и потому, что государство отказывается законодательно установить соответствие минимальной зарплаты и базовой пенсии с прожиточным минимумом. Сейчас они в три-четыре раза меньше. А вводить в законодательство нормы, поддерживающие работников, наше государство совершенно не хочет. Хотя, если бы оно взяло на себя такую функцию, зарплаты стали бы как минимум вдвое выше, а следовательно, возросли бы пенсии и социальные выплаты.

Кто сильнее?

ГОСУДАРСТВО отгородилось от общества манипулируемыми политическими партиями, пытается лишить выборы смысла, отменив права граждан на избрание своих персональных представителей во власть, практически заблокировало перед народом возможность через традиционные общедемократические формы политической активности продвигать свои интересы... Оно само направляет энергию народного протеста на улицу! Фактически политическая реформа по созданию "вертикали власти" - это введение прямого административного контроля над правом людей участвовать в политической деятельности. В ситуации, когда думское большинство определяется единственной и покорной партией, голосующей "как прикажут", думская оппозиция стала бессмысленна. Она не может влиять на принятие законов. Да и партия власти, работающая по принципу "чего изволите", тоже не может. Установлен режим единоличного правления, при котором парламент значения не имеет, и реально вопрос о власти теперь решается не на парламентских, а на президентских выборах. От того, как он будет решен, зависит будущее страны. Я уверен, что нынешняя партия власти влияния в стране не сохранит. Либо олигархи продолжат выгодную им политику с другой персоной у кормила власти, либо народно-патриотические силы, объединившись, смогут переломить ситуацию. Сегодня КПРФ, партии "Родина", "Народная воля", Партия пенсионеров, Партия социальной справедливости, наша организация "За достойную жизнь", профсоюзные и ветеранские организации вырабатывают общие позиции по ключевым социально-экономическим проблемам. Важный шаг в этом направлении - совместное проведение общественного референдума "За достойную жизнь". Мы разработали 17 вопросов референдума, отражающего основные социально-экономические проблемы, волнующие граждан России, и будем стремиться к тому, чтобы они имели возможность на эти вопросы ответить. Правда, Центризбирком вопросы эти отвергает, считая, что они не могут быть вынесены на референдум, поскольку затрагивают бюджетные обязательства государства. Да, мы добиваемся вынесения на референдум вопроса о необходимости увеличения минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума! Это, безусловно, в некоторой мере затронет финансовые обязательства государства, вынудит отдавать в фонд заработной платы больше средств. Однако эти дополнительные расходы вполне можно было бы скомпенсировать сокращением денег на содержание господина Ельцина, уменьшением непомерно раздутого бюрократического аппарата, выросшего за последнее время троекратно. А есть еще и Стабилизационный фонд, которым тоже не грех воспользоваться!

Правда, в нашей стране власть уже однажды не выполнила решение референдума - когда весь народ сказал "Союзу ССР быть", а его тут же и развалили. Более того, расстреляли из танков Верховный Совет. И все сошло путчистам с рук! Но такое положение сложилось в связи с тогдашней инертностью и доверчивостью граждан, а за последние годы люди очень изменились - вера в чудо и "доброго царя" прошла, авторитет правительства развеивается как туман, здравый смысл постепенно торжествует в умонастроениях избирателей. Поэтому я верю, что народ, наученный горьким опытом, успешно учится на своих ошибках. Более того, ветераны и пенсионеры, вышедшие на улицы наших городов с акциями протеста против ликвидации льгот, коренным образом переломили ситуацию в стране. 300 пенсионеров, перегородивших Ленинградское шоссе, добились большего, чем вся думская оппозиция, вместе взятая! Люди поняли, что надо самим за себя бороться. А наша задача в этих условиях - помочь им осознать свои интересы, объединиться, разобраться, кто есть кто в политике, чьи интересы реально выражает, и проголосовать за свои собственные, совпадающие с общественными. Ну а работа в рамках Государственной думы отныне бессмысленна - она перестала быть органом государственной власти. Под руководством господина Грызлова она превратилась в нечто похожее на отделение милиции, где все выполняют то, что приказано сверху, а если никто ничего не приказывает - ориентируются на тех, кто больше заплатит.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно