Примерное время чтения: 5 минут
89

Что делать? (21.03.2000)

Вице-премьер Виктор ХРИСТЕНКО отвечает читателям "АиФ"

- Что, по вашему мнению, в первую очередь должно делать новое правительство после выборов президента?

- Главное - определить приоритеты. Есть более двух сотен федеральных целевых программ, но, размазывая тонким слоем скудные ресурсы по всему этому полю, мы не достигаем действенных результатов. Лучше оставить десять программ и сказать, что на ближайшие пять лет они - главные. Потому что любая попытка быть "добрым для всех" на словах приводит к тому, что правительству не доверяют. А надо так: если что пообещали - выполнить на 100 процентов!

Без реформы государственного управления все экономические преобразования не достигнут цели (так уже было!), потому что нет механизма, способного довести их до ума. Примеров - тысячи! Скажем, процедура банкротства. Вроде просто, и законодательство приличное! Но местечковые интересы вступают в противоречие с интересами государства, получается "королевство кривых зеркал". Вместо оздоровления предприятия, восстановления его платежеспособности происходит передел собственности в интересах региональной элиты. Но предприятие в руках неэффективного собственника - это тоже своего рода передел.

Где же деньги?

- То есть центр принимает хорошие решения, а пока они дойдут до пенсионерки в Урюпинске, от тысячи федеральных рублей остаются копейки, а рубли "случайно" теряются в карманах местных чиновников?

- Беда в том, что не только деньги не доходят по назначению, а в том, что у нас в принципе нет системы контроля за реализацией важнейших решений на всех уровнях власти. И это при том, что у нас сотни тысяч федеральных чиновников работают в территориальных органах, формально напрямую подчиняясь Москве. И, по идее, всего-то, что надо сделать центру, - обеспечить их деятельность с финансовой, организационной и с кадровой точек зрения в полном объеме. Если он этого не делает, то с этим успешно справляются местные власти путем решения коммунальных, бытовых, да даже квартирных проблем федеральных чиновников. Механизмов много - те же всевозможные льготы и выплаты, которые финансируются за счет местных бюджетов. О каком тут после этого разделении властей и контроле может идти речь?

Та же судебная власть - она должна быть в полной мере независимой ветвью власти как по вертикали, так и по горизонтали. Но тогда откуда у нас ежегодно берутся десятки тысяч местных нормативно-правовых актов, противоречащих федеральному законодательству и Конституции и тем не менее никем своевременно не отмененных или опротестованных?

Все понимают, что надо что-то делать. Но вместо того чтобы начать исправлять упущения, возникают совершенно ложные, на мой взгляд, цели и задачи, типа прямого назначения губернаторов. Да если нам удастся восстановить нормальную вертикаль федеральной власти, то люди почувствуют силу и заботу государства вне зависимости от того, избирается губернатор, назначается ли и какие лозунги были написаны на его предвыборных транспарантах.

Без инвестиций "дело - труба"!

- Итак, вы за усиление государственной власти. Но власть можно использовать и во благо, и во зло. А люди видят только то, что реально меняет их жизнь к лучшему. Все-таки что может подвигнуть Россию к процветанию? Казалось бы, столько богатств - нефть, газ, золото - и рядом люди, с трудом сводящие концы с концами!

- Да, в последний год цены на мировых рынках были для России благоприятны. Важно использовать эту "площадку" для того, чтобы двинуться вперед.

Конечно, чудес не бывает. Главный источник для развития - это инвестиции. Есть разные оценки, в том числе и такие, что в ближайшие 15 лет России для устойчивого роста потребуется 1,5-2 трлн. долл. инвестиций. Цифра гигантская! Таких ресурсов ни практически, ни теоретически у государства просто нет. Для сравнения: наш годовой бюджет - около 20 млрд. долл. Но нельзя рассчитывать только на внешних инвесторов. Есть средства у банков, у населения "под подушкой". Но для этого важно создать "инвестиционный климат", то есть уверенность в том, что деньги ни у кого не украдут.

- Но государство создало такую налоговую систему, когда "вкладываться" в свою страну становится просто невыгодно. Деньги уплывают за рубеж, и это даже не 50 млрд., а все 100 или 200.

- Знаете, когда я слышу возгласы, мол, все коттеджи надо с вертолета переписать и обложить налогами, у меня возникает обратная реакция: пусть люди вкладывают деньги в Россию, в образование детей, в свой дом - российский, а не в затхлую лачугу где-то в Греции. Зачем заставлять людей прятать деньги за границей? Да, это реакция на непомерно высокие налоги у нас в стране. Кстати, по некоторым оценкам, реально к налогообложению предъявляются только 25-30% доходов граждан, не только сверхбогатых, но и со средним уровнем дохода. Конечно, чтобы взять с гражданина все налоги, можно поставить рядом с каждым охранника с синим от скуки лицом. Но не лучше ли дать возможность людям зарабатывать, принося пользу и своей семье и государству?

Конечная общая цель всех приоритетов и самый главный из них - это люди. Люди должны поверить в свою страну, власть, устойчивое настоящее и в перспективу на будущее.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно