РОСТ ГОСДОЛГА ВЕДЕТ К КРИЗИСУ
Сергей Константинович, недавно вы сказали, что в будущем по причине роста внутреннего долга в России может произойти финансовый кризис. Можно ли его избежать?
- Государственный долг нужно сокращать или по крайней мере остановить темпы его наращивания. Объявленная в понедельник программа приоритетов экономической деятельности правительства по снижению объемов госзаимствований, увеличению среднего срока заимствований и прекращению на этой основе роста
госдолга показывает, что надо делать. Суть - как раз в конкретных мерах по преодолению кризиса.
Вместе с тем совершенно необходима программа повышения доходной части бюджета без всяких там суррогатов денег и взаимозачетов. Здесь ситуация обнадеживает. За первый квартал поступления, внесенные в федеральный бюджет "живыми" деньгами, выросли на четверть по сравнению с тем же периодом прошлого года. - А если государство заморозит выплаты по внутреннему
долгу, как это отразится на гражданах, их вкладах и сбережениях? Не заморозят ли их тоже?
- Помнится, автор этого предложения ссылался на опыт советских времен . Но, честно говоря, сегодня даже представить себе подобный поворот событий трудно. Однако, случись такое, это будет иметь самые тяжелые последствия. В конечном итоге у российской банковской системы, наверное, не менее 70% денег, которыми она распоряжается, - это деньги населения.
Замораживая средства в коммерческих банках, государство в той или иной мере заморозило бы деньги граждан. А что происходит, когда банк не в состоянии платить, а население не может вернуть свои вклады? Последний пример - Индонезия, где возмущение приняло форму восстания.
- Когда в Москве кипели страсти вокруг нового правительства, Банк России открывал в Историческом музее выставку "Десять веков российских денег", как бы демонстрируя этим, что финансовая
система должна оставаться прочной. Действительно ли на Центробанк не повлияли политические бури?
- Финансовые рынки обычно очень быстро реагируют на изменения политической ситуации в стране. Так происходит во всем мире. Но в данном случае отставка правительства не ассоциировалась у участников рынков с радикальной сменой курса, и все было достаточно спокойно.
ДЕПУТАТЫ ТРЕБУЮТ ДЕНЕГ
А как могли бы развиваться события, если бы Банк России был, скажем, частью правительства? Или напрямую подчинялся Государственной Думе, Совету Федерации?
- Центральный банк не должен быть предметом каких-либо торгов. Слишком многое поставлено на кон - стабильность цен и снижение уровня инфляции, сохранность сбережений населения. Такие вопросы не решаются в ходе политической полемики. Сохранение устойчивости национальной валюты - краеугольный камень
стабильности в стране. И именно в этом - главная функция Банка России. Если Центральный банк будет переведен в ведение депутатов Федерального Собрания или станет правительственным ведомством, его деятельность будет направлена на осуществление более конъюнктурных целей. Вместо защиты рубля - защита сиюминутных потребностей в дешевых деньгах. Нам ведь часто предлагают: дайте деньги немедленно, а потом боритесь с инфляцией, как хотите. Так не бывает!
Это мы уже видели в начале 90-х годов: вливание денег - затем неизбежный рост цен. Известно, что снижение уровня инфляции на один процент выводит из-за черты бедности сотни тысяч человек. Сравните: в 1995 г. инфляция составила 131,3%, а за весь прошлый год - менее 12. Рост цен практически остановлен, и к этому, несомненно, впрямую причастен Банк России.
КАК ПРОХОДИТ ДЕНОМИНАЦИЯ
Перед деноминацией некоторые эксперты предрекали, что произойдет чуть ли не удвоение денежной массы. А как на самом деле?
- А на самом деле в обращение денег нового образца выпускается меньше, чем изымается старых.
- Не вы ли виноваты в том, что пол-России месяцами не получает зарплаты?
- Банк России не занимается распределением денег. Это дело Министерства финансов, других федеральных органов. Наша забота - регулирование денежного обращения. -
Многие экономисты считают, что развал СССР случился из-за того, что республикам удалось заполучить свои печатные станки.
- Несомненно, это было роковое решение. И сейчас за разговорами об изменении статуса банка можно почувствовать желание некоторых региональных лидеров образовать эмиссионные центры у себя. Вот тогда контролировать процесс будет действительно невозможно. Это способно привести к краху в экономике и в дальнейшем - к развалу страны.
ЦЕНТРОБАНК НЕЗАВИСИМ, НО ПОДКОНТРОЛЕН
Мы выступаем за расширение финансовой самостоятельности регионов, но при условии, что рубль останется единой валютой России и все финансовые проблемы будут решаться в рамках единого денежного пространства. Когда учителя, врачи, шахтеры приезжают в столицу с жалобами на невыплату зарплат, это наглядно показывает, что в регионах есть очень большие проблемы с распределением средств в рамках местных бюджетов.
- То есть вы признаете, что контроль необходим.
А как это сочетается с неподконтрольностью самого Центрального банка?
- Независимость Центрального банка вовсе не означает его неподконтрольность со стороны законодательной власти. Дума назначает и освобождает от должности председателя и членов совета директоров. Депутаты назначают аудитора для проведения проверки ЦБ РФ, рассматривают годовой отчет, аудиторское заключение. Кстати, за рубежом пришли к выводу: чем более независимым статусом обладает
центральный банк страны - юридически и, главное, фактически, - тем стабильнее национальная денежная единица и, соответственно, цены.
СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ В БАНКЕ РОССИИ
Центральные банки стран с рыночной экономикой, как правило, отличаются "прозрачностью". А вот вас упрекают в информационной закрытости...
- По результатам социологических опросов, Центральный банк РФ - на первых местах в списке наиболее информационно открытых государственных структур. Банк России предоставляет всю необходимую информацию, отвечает на любые запросы, если они основаны на законе.
- А как насчет информации о зарплате?
- В первом квартале
этого года численность сотрудников Банка России составила в целом по стране 89 156 человек. Средний доход на одного человека с начала года - 3,462 тысячи рублей, а средняя зарплата - 3,418 тысячи рублей. Это вполне сравнимо с уровнем зарплат в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти, но намного ниже, чем, скажем, в коммерческих банках.