Примерное время чтения: 4 минуты
77

Куда потечет нефть Севера?

В ПОСЛЕДНИЕ годы много говорится о независимости российских судов, их неподконтрольности исполнительной и законодательной власти на местах. Однако на практике не прекращаются попытки оказать давление на служителей Фемиды. Яркой иллюстрацией этому является дело по продаже акций компаний "Коминефть" и "Комиарктикойл".

АРЕСТ ЗА ДОЛГИ

НАЧАЛСЯ этот судебный детектив в конце 1997 г. Именно тогда терпению властей Ненецкого автономного округа пришел конец и налоговая полиция арестовала за долги имущество компании "Коминефть". Шутка ли, нефтяники усердно качали "черное золото" из местных недр, а ресурсные платежи вносить не спешили. В результате они задолжали бюджету автономного округа почти 120 миллионов деноминированных рублей. А это пенсии старикам, зарплаты врачам и учителям, денежное довольствие работникам правоохранительных органов...

Действия налоговых полицейских руководству "Коминефти", конечно, не понравились. Под арестом оказались акции компании. Поэтому весной 1998 г. в суд города Архангельска нефтедобытчики направили иск. В нем они потребовали снять арест с ценных бумаг. Дескать, акции "Коминефти" уже давно заложены-перезаложены, а потому не могут находиться под арестом.

Архангельский суд не поверил истцам на слово и потребовал показать соответствующие документы. Увы, необходимого в данном случае договора залога акций у "Коминефти" почему-то не оказалось. Иск был отклонен.

Но тяжба продолжалась. Юристы "Коминефти" попытались обжаловать решение суда города Архангельска в кассационной инстанции. Но и тут потерпели фиаско. Договора залога акций у них по-прежнему не было.

АКЦИИ ИДУТ С МОЛОТКА

ВРЕМЯ шло. Бюджетники и пенсионеры Ненецкого автономного округа по-прежнему хотели есть, а нефтяники из Коми никак не желали погашать налоговые недоимки. Наконец у главного кредитора "Коминефти" - администрации округа - лопнуло терпение, и она выставила арестованный пакет акций "Коминефти" и ее дочерних предприятий на торги.

В октябре прошлого года победителями конкурса за право владеть нефтяными акциями стали АО "Россевернефть" и Балтийская финансово-промышленная группа (БФПГ) - крупнейший нефтетрейдер Северо-Запада России. БФПГ достался пакет акций "Комиарктикойла" - одного из предприятий "Коминефти".

Новые владельцы заплатили долги прежних собственников перед бюджетом по налогам и вступили во владение купленным имуществом. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Ненецкий бюджет получил свои деньги, а значит, смог погасить задолженность по пенсиям и зарплатам. Акции неплательщика налогов перешли в руки мощного отечественного товаропроизводителя. Как-никак Балтийская ФПГ - это более чем 40 крупных специализированных предприятий, действующих в 63 регионах России. Это универсальная компания, стремящаяся создать в нефтяной отрасли полную технологическую цепь: от добычи до реализации нефтепродуктов российским потребителям.

Однако не успело руководство Балтийской ФПГ порадоваться такой нужной покупке, как юристы "Коминефти" - "Комиарктикойла" - бросились в новую судебную атаку.

ДОГОВОР-ПРИВИДЕНИЕ

В ДЕКАБРЕ 1998 г. дело о злосчастных акциях почему-то стал рассматривать арбитражный суд Республики Коми. И вдруг на его заседании появляется договор о залоге, который так тщетно требовали у истцов архангельские суды. Возник этот важнейший в этой истории документ, как привидение, как сон, как утренний туман. По велению властей Коми он, словно птица Феникс, возродился из пепла.

Правда, как и всякое чудо, этот договор залога акций вызывает массу сомнений и вопросов. Например, чего ждали в "Коминефти" и почему его не показывали на первых этапах этого длительного судебного марафона? Ведь заключен он был, если судить по этой бумаге, аж в 1996 г. По нему пакет акций, позже арестованный налоговой полицией, передавался в залог Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) в обеспечение предоставленного "Коминефти" кредита на сумму в 60 миллионов долларов. Вызывает удивление также, почему кредитный договор с ЕБРР оказался заключен в 1994 г., то есть за два года до того, как его обеспечили залогом?

Есть в этом договоре-привидении и еще целый ряд, мягко говоря, нестыковок. Поэтому 25 февраля 1999 г. арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение: признать договор залога акций незаключенным. А 2 марта апелляционная инстанция Московского арбитражного суда оставила без удовлетворения иск о признании недействительными итогов конкурса по продаже акций "Коминефти" и "Комиарктикойла". Казалось бы, судебный детектив пришел к логическому концу и требования ЗАО "БФПГ" были удовлетворены как обоснованные и соответствующие действующему законодательству Российской Федерации. Но "нефтяные короли" из Коми не останавливаются. Спор за "черное золото" Ненецкого автономного округа, вероятно, продолжится в очередном арбитражном суде.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно