Примерное время чтения: 4 минуты
257

"Я вижу свет!.."

Наш журналист присутствовал при уникальной операции

ВПЕРВЫЕ в мире 28 января 2000 г. в России была проведена операция по пересадке глаза человеку. Разработал и провел ее директор Всероссийского центра глазной и пластической хирургии профессор Эрнст МУЛДАШЕВ. Сразу после операции, которая длилась более 6 часов, с ним побеседовал корреспондент "АиФ".

- Эрнст Рифгатович, примите наши поздравления! Скажите, почему до сих пор эту операцию не могли сделать? Ведь, казалось бы, научились пересаживать уже все органы человека...

- Дело в том, что пересадка глаза от мертвого донора не проста. Хотя бы потому, что диаметр главных питающих сосудов глаза 0,1 мм. Сшить их, чтобы по ним потекла кровь, практически нереально. Вторая проблема состоит в том, что зрительный нерв у пациента - свой, а сетчатка - чужая. Как они свяжутся?

В основе нашей операции было три важных момента. Первый - это то, что глаз нельзя пересаживать весь целиком. Второе - нами был накоплен многолетний опыт по лечению и восстановлению отдельных частей глаз. И, самое главное, мы придумали и научились использовать такой материал, который позволит отдельным частям глаза как бы самовоспроизвестись.

Я этот глаз делал по слоям. Создал отдельно каркас, отдельно хориоидею (это сосудистая оболочка глаза, которая питает сетчатку). Все это - из алапланта. Напомню, это биоматериал, который приготовлен из тканей умерших людей. Но он так обработан, что на месте разных видов алаплантов вырастают разные виды тканей. Фактически это стимулятор роста своих собственных частичек глаза. Так вот, я использовал сетчатку и роговицу глаза донора, а все остальное сделал из алапланта. Естественно, я подводил кровеносные сосуды.

После гималайских и тибетских экспедиций мы нашли довольно четкие научные доказательства того, что не все у нас действует, грубо говоря, на основе "условных рефлексов". Работает так называемый фантом. Помните упоминания о "фантомных болях"? Например, у человека отрезали ногу, а у него была язва в районе пятки, так он ощущает боли в районе несуществующей пятки. Мы находим все больше научных доказательств того, что на самом деле существует биоэнергетический слепок человеческого тела. Сетчатка, которую я пересадил, имеет свой слепок, зрительный - тоже. И между этими энергетическими структурами должен образоваться очень быстрый контакт. То есть на уровне волн, биоэнергии мозг уже должен начать получать информацию от пересаженной сетчатки другого человека.

Здесь надо сказать, что эти ожидания оправдались. Уже во время осмотра Тамара Горбачева, которая многие годы была абсолютно слепой, воскликнула: "Ой, как много света!" Так она отреагировала на луч офтальмологического микроскопа. В последующие дни эта мужественная, симпатичная женщина из Киева уже, говоря медицинским языком, давала правильную проекцию света. То есть указывала, с какой стороны направлен в новый глаз источник света.

Поразительно здесь то, что сетчатка еще не соединилась со зрительным нервом. На это уйдет очень много времени. Значит, включились в работу другие возможности организма и вновь сконструированного глаза.

Невозможно без слез слушать Тамару Горбачеву, когда она общается со своим доктором: "Мне самое главное - не сойти с ума от света, от зрения. Ведь я так от него отвыкла..."

- Могут подобные операции стать повседневными?

- В будущем - да. А пока - нет. Слишком сложно. Несмотря на то, что я оперировал на высокой скорости, операция заняла весь рабочий день. Потребовалось наложить более 200 хирургических швов. В последний час у меня даже начали рваться от напряжения хирургические нити.

В свое время пересадка сердца тоже была единичной, а сейчас ее делают во многих странах. Поэтому сама перспектива дать зрение тем людям, которые не просто безнадежно слепы, но и вообще не имеют глаз, заставляет нас идти на риск, но просчитанный риск. Ведь я эту операцию сотни раз проделывал. Мысленно. И все равно были неожиданности. В глазнице оказалась окаменелость - продукт многолетней слепоты. Пришлось удалять.

Сейчас мы прооперируем еще одного пациента, чтобы можно было точнее проанализировать последствия таких операций перед тем, как сделать их повседневными. Безусловно, этому будет способствовать и сдача под ключ нового общероссийского глазного центра, который строит Башкирия.

Мне хочется сказать всем незрячим: дорогие мои, потерпите, надежда на исцеление есть!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно