Примерное время чтения: 5 минут
124

Четырехмерный Дорофеев

НЕДАВНО наша газета выпустила книжку с коллажами Андрея ДОРОФЕЕВА. В ней собраны не только те работы, которые публиковались последние несколько лет на страницах "АиФ", но и те, которых еще никто не видел. Представляем вам картинки из этой книжки, а также, с вашего разрешения, зададим несколько вопросов их автору.

- Андрей, говорят, "газета живет один день". Мы, журналисты, к этому привыкли. А газетный коллаж тоже живет один день? Тебе, художнику, это не обидно?

- Коллаж должен быть актуальным. Неактуальный - это уже не газетный коллаж. Естественно, какие-то живут один день, и через полгода, например, уже никто не поймет, что художник хотел сказать. Но есть и такие, которые "работают" долго. Их смело можно ставить в сборник. Таких в моей книжке оказалось около сотни.

- Давай представим, что я решила переквалифицироваться (все может быть!) и ударилась в модное коллажирование. Есть какие-то профессиональные секреты?

- Если будешь картинку просто привязывать к одному лицу - коллаж умрет сразу. Нужно искать общие темы. У нас в стране их не так много. Что делать, кто виноват и куда мы мчимся. Связь народа с власть имущими - еще одна вечная тема. Так что сначала тема. Потом сюжет, как эту тему подать.

- А рисовать-то когда начнем?

- Подожди. Теперь надо подобрать фотографии, чтобы герои картинки оказались в нужном ракурсе.

- А где возьмем фотографии?

- Я беру их из компьютера. За последние годы собрал несколько тысяч. А дальше начинается спектакль. Можно двигать фигурки, подобно режиссеру на сцене. Коллажист - это сценарист, режиссер и постановщик в одном лице. Получается комедия положений - каждый герой в неожиданной позе.

- И ставишь всех, как хочешь? Например, Ленина можешь голым изобразить?

- Никогда. Вот в платочке - пожалуйста. Хотя цензуры сегодня нет, но у меня есть свои внутренние ограничители. Это общечеловеческие нормы морали, воспитанные с детства.

- Раньше в твоих коллажах часто использовались сюжеты русских сказок, картины известных живописцев. В последнее время эта "основа" стала появляться все реже и реже. Почему?

- Коллаж - это аналогия. Зритель-читатель должен увидеть в коллаже что-то знакомое. Еще 7-8 лет назад можно было смело использовать сюжеты из фильма "Чапаев", "Броненосец Потемкин". Сейчас эти образы большей части населения, особенно молодежи, незнакомы, как и русские сказки, и картины хрестоматийных живописцев. Люди читают все меньше и меньше. Если я возьму сегодня за основу какую-то цитату из "Золотого теленка", не все поймут, что я имел в виду. Что сейчас видят люди, чем забиты их головы? То, что показывает ТВ, особенно ТВ-реклама. Мы на переломе эпох. Как найти золотую середину: зрители "той эпохи" понимают одни образы, зрители "новой эпохи" - другие. Но ясно одно: аналогии для коллажа найти все сложнее.

- В работе ты используешь компьютер. Этот мерзкий инструмент, который постепенно собой заменяет искусство: литературу, живопись, театр. Он не уничтожит тебя как художника, не замылит тебе глаз виртуальными образами?

- Не думаю. Мы вступаем в эпоху синтетического искусства, которое в конце концов "задвинет" традиционное. Уже сейчас художники больше увлекаются перформансами, инсталляциями, проектами. Классическая живопись - холст, масло - изображение в плоскости. Новое искусство - это объем. Мы перешли из трехмерного пространства в четырехмерное - компьютер добавил к изображению звук! Кроме того, в виртуальном пространстве можно нарисовать то, что не способна сделать обычная человеческая рука. Это впечатляет...

- А ты не боишься остаться без работы? Людям когда-нибудь надоест политика, и они остынут к твоим коллажам.

- В нашей стране?! Нет, переходи в коллажисты, мы не пропадем. На наш с тобой век хватит. Посмотри на политическую сцену: все время появляются новые лица. Им так хочется покрасоваться наверху, они любят делать ошибки и не исправлять их. Так что темы будут. Но чисто гипотетически, если все же нашим людям надоест политический коллаж, я перейду в другой вид искусства - компьютерную графику. Это новое, очень перспективное и ужасно увлекательное направление.

- Вот ты сейчас сидишь и делаешь очередной коллаж для первой полосы. Знаешь, на кого ты похож? На гадалку. Ты тасуешь лица политиков, крутишь их туда-сюда, словно пасьянс раскладываешь. Вряд ли кто еще столько держал в руках эти фотографии. Интересно, ты влияешь на их судьбы, как думаешь?

- У меня нет черной ауры. Да к тому же эти люди настолько толстокожи, у них такая эмоциональная оболочка, что ее трудно пробить. Но то, что коллаж может быть "судьбоносным", в этом я убедился. Последний номер "АиФ" за прошлый год начинался с коллажа, где я изобразил Путина на фоне своеобразного русского дракона. И подписал: "Наступает год "железного" дракона". А ведь тогда еще не было никаких сообщений об отставке президента. Так что все может быть...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно