Примерное время чтения: 6 минут
286

РОК-ГЕРОИ. "Все мы немножко с прибабахом"

Группа "ДДТ" репетировала. Песни были новыми и, на мой взгляд, просто классными. Но самое благоприятное впечатление производил сам Юрий ШЕВЧУК, охотно откликнувшийся на предложение побеседовать. И абсолютно трезвый! Этому, как выяснилось, предшествовала целая история.

- ВО ВРЕМЯ путча я со звукооператором Сергеем Морозовым оказался в Польше. Утром 19-го поляки говорят: а у вас там переворот, Горбачева убили, Ельцин - в тюрьме, всех вяжут. Мы им: ребята, у вас юмор какой-то странный. Потом выяснилось, что это не шутка, и мы повернули обратно в Россию. Ночью, когда отплывали на теплоходе, достали бутылку водки, чтобы обмыть это дело, один поляк сказал: "Сейчас не то время, чтобы пить водку". И мы выбросили, разбили бутылку. Я теперь повторяю это каждое утро: сейчас не время пить мужику. Сейчас нужно работать!

- Тем не менее мужики квасят по-черному...

- Может, это подсознательная попытка уйти от реальности, от абсолютно беспросветного будущего. Но вместе с тем сейчас ведь очень интересное время. И нужно говорить людям: ребята, несмотря ни на что, вы живете в великое время! Почувствуйте его, потрогайте! Давайте делать что-то, восстанавливать Россию.

- А что делаешь ты в это время?

- А я упал в работу... Когда все вокруг настолько сложно, тяжело, не за что схватиться, кроме как за свои волосы, это выход. И я всегда уважал тех мужиков, которые в серьезное время делали какое-то дело. Конечно, если ты не чувствуешь никакой ответственности, можно ничего и не делать. Просто наблюдать, как все рушится. А ведь у нас в России по- прежнему так, как сказал когда-то Гоголь: тут все любят оценивать и описывать, обсуждать, анекдоты рассказывать. Нет, чтобы каждому построить хотя бы метр дороги, хоть что- то сделать собственными руками. И в этом он, к сожалению, прав.

- А каково сейчас художнику, человеку творческому?

- Тяжело, как и всем. И еще, понимаешь, художник ведь - это птица неизвестной породы. Он и наблюдатель платоновский, для которого весь мир - арена, и художник, который надо всем этим только философствует, делает выводы. Но он и просто человек. Ему важно жить на полную катушку, видеть мир со всех сторон. Слетать в космос, вернуться, а вечером с братками выпить в подъезде и поговорить. Совместить все эти жизни, научиться переходить из бытия, окружающей нас пелены сознания, внутрь себя. Посидеть на бережку своей души, посмотреть в воду. Посмотреть на окружающий нас мир. Оттуда, изнутри. Вот эти постоянные переходы через границы сознания, которые большинство людей испытывают лишь во сне, художник проделывает в жизни, в своей работе. Вот мы и мечемся. Постоянные переползания, перелеты, скачки.

Поэтому мы все какие-то немножко сумасшедшие, с прибабахом.

- Ты сказал: строить новую Россию. Многие пытаются это сделать: кто ее американизировать, кто - европеизировать...

- Это бред - делать из России Америку или Европу. У нее, я убежден, особый путь. В противном случае ты всегда будешь Чацким с его: "Карету мне, карету!" Многие наши экономисты и политики - вот же они - Чацкие, которые вообще "не врубаются" в Москву, в Россию, в самовар, баранки... В нашу тяжесть, в наше ту... Нет, не тугодумие, это они, Чацкие, говорят "тугодумие". А в России просто другое, особенное понятие времени и пространства. И сжать это самое российское ощущение времени и пространства еще никому не удавалось. Даже силовыми методами. Может, только Петру. Но он был гораздо гибче. И отношения его с Западом были правильные, согласись. Петр требовал, и он знал цену своей стране, своему народу, себе. Он с Западом работал, а не клянчил.

- Ты как-то сказал, что единственное, что может спасти эту страну и людей, так это вера в Бога.

- Да, вера и идея необходимы сейчас, как воздух. Чистый воздух. Но кто сейчас крестит Русь? Евангелисты из Америки - пресные мужички в пиджачках и галстуках, гладко бритые. А где же наши-то отцы святые? Где православие? Оно, оказывается, между собой борется, потому что в зловониях все. Оно разобраться не может: кто служил в КГБ, а кто - нет. Нет слова, нет никакой волны мощной со стороны Церкви.

Хотя в этой стране есть по-настоящему умные люди, но их никто не слышит. Все настроены только на дураков, которые громче кричат. Нам же всем нужно перестроить наши датчики на другое, но это очень мучительный процесс, потому что ведь надо думать, надо работать над собой, а это сложно. Гораздо проще ограбить, взорвать, расстрелять, обозвать... Все поделить по-новому... Бесовщина в этом-то и есть - в простоте выхода.

А в общем, Россия - страна языческая. Видно, Русь окрестили, но только внешне, поскольку боялся народ. Помнишь тургеневского мужика с его "Эх, барин, дали бы мне волю, я бы все тут пожег!" Русь крещена была, а внутри-то все клокотало. А может, эта мука в 70 лет и была необходима, чтобы теперь окреститься по-настоящему, найти наконец Бога?

- Было ли что-нибудь в последнее время, чему бы ты порадовался?

- Может, в укор Питеру, но мне кажется, что после путча добрая теплая энергетика в Москву перебралась. И Москва другой стала. Я это чувствую. Больше воздуха, света. Все это дал путч - люди хоть немного расправили плечи, ушли из своих тухлых коммуналок. И не важно, кто в итоге победил. Я воспринимаю те события как акт, творческий акт. Очень интересный, емкий и художественно ценный. Своей трагедией и своим весельем каким-то, хлопаньем крыльев. Да, Москва - это птица, которая попыталась взлететь. И крылья у нее белые выросли за те три дня. Это очень здорово, врубись!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно