Примерное время чтения: 7 минут
132

Условия успеха путиномики

ОТ КАЖДОГО из предшественников Владимира Путина на посту премьера с первого дня требовали обнародовать экономическую программу. В. В. П. с этим никто, как ни странно, не торопит. И до сих пор чуть ли не единственной его программной инициативой было создание фонда "Центр стратегических разработок". Именно этот фонд будет работать над планом развития России на ближайшие 10 лет. Наш собеседник Владимир МАУ, руководитель Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ, уже сейчас принимает участие в работе этого фонда.

Доллар

- Положительное отношение В. Путина к 100%-ной продаже валютной выручки экспортерами наделало много шума. Одни увидели в этом знак, что государство намерено собрать все доллары у себя. Другие подозревают, что тот, кто поднес Путину микрофон, связан с теми, кто играет на курсе. По телевидению это заявление пустили накануне открытия торгов. А мне говорили, что на самом деле Путин это сказал двумя днями раньше.

- Если это так, необходимо проводить служебное расследование. Конечно, подобное предложение от Центробанка ожидалось: денег от МВФ не поступает, а долги надо платить. При введении такой меры раньше экономических аргументов следует рассматривать факторы политические. Обладает ли власть достаточными административными ресурсами, чтобы обеспечить поступление выручки в страну? Пока принятие подобных мер приводило лишь к усилению бегства капитала. Может быть, если устроить показательные порки нарушителей, какой-то эффект и будет.

- Сейчас рубль сполз вниз. Есть ли надежда, что он выровняется?

- Вернется опять к курсу 26,5 рубля за доллар? А зачем? Девальвировали рубль - и в конце концов для национальной промышленности оно и к лучшему.

Где взять деньги

- Первый вице-премьер Михаил Касьянов утверждает, что на ближайшие 3-4 года всю экономику России будет определять внешний долг. Бесконечно тянутся переговоры о том, чтобы нам простили хотя бы часть советского долга и отсрочили платежи по российскому.

- Тут главное - действовать не слишком быстро, но и не слишком медленно. Важно ведь не только, сколько списать. Лучше не списывать ничего, но отсрочить платежи на 50 лет, чем списать половину или там 80%, но платить с завтрашнего дня. Советский долг у нас сейчас существует не как государственный, а как долг Внешэкономбанка. Переговоры идут о том, какую долю нам спишут, при этом оставшуюся часть долга перекинут на государство.

- Иными словами, нам выгоднее сейчас тянуть с переговорами и не платить, чем иметь меньшее бремя долга, но уже государственного.

- С другой стороны, затягивать тоже не стоит. Если ситуация в стране будет улучшаться, переговоры о списании будет вести все труднее. Зачем списывать, если и так все хорошо?

- Но тем не менее в 1-м квартале нам необходимо заплатить международным кредиторам 3 млрд. долл. Плюс у правительства грандиозные предвыборные планы: 5 млрд. руб. на дополнительное повышение пенсии, еще 4,5 млрд. - на ликвидацию долгов по зарплате. В бюджете таких денег нет, зато заложена "эмиссия для стимулирования роста производства".

Похоже, недостающие деньги потихоньку напечатают.

- Я считаю, что под военные условия хорошо бы почистить бюджет, освободить его от лишних расходов, выбитых разными лоббистами.

- Мы сейчас живем за счет роста промышленности или за счет нефтедолларов?

- За счет низкого курса и низких социальных обязательств государства. Примаков так урезал реальные расходы бюджета (прежде всего социальные), как нашим официальным "проклятым монетаристам" Гайдару с Чубайсом и не снилось. Зато бюджетные назначения стали выполняться. Если их обратно не раздувать...

Сильное государство

- Известно, что В. Путин - сторонник сильного государства. В какой мере, по-вашему, государство должно вмешиваться в экономику?

- Это вопрос качества деятельности, а не количества. В Советском Союзе, например, доля госрасходов в ВВП составляла порядка 64-66%. Сейчас это примерно 35%. В США - немного меньше. В принципе, я думаю, что увеличивать государственное участие нам некуда. Мы не сможем финансировать все, что обещают принятые за последние годы законы. Кроме того, грубое вмешательство государства в экономику способствует развитию коррупции.

Сильное правительство отличается от слабого тем, что слабое всем обещает и не выполняет, а сильное правительство обещает только то, что может выполнить. Сейчас важно разобраться, что государство способно финансировать, а что нет.

- Опять ВПК, АПК?

- Приоритеты надо выбирать не по отраслевому признаку. Иначе от лоббистов избавиться не удастся. Мне представляется, что на ближайшие годы приоритетными должны стать:

первое - судебная система. Главная проблема отечественного производителя - это не отсутствие денег. Это отсутствие доверия. Вы не можете получить кредит, потому что вам его никто не даст. А никто не даст, потому что никто не верит, что вы вернете. Никто не заставит вас вернуть. Для промышленности сегодня было бы гораздо выгоднее не делить скудный пирог между предприятиями, а иметь надежные законы, надежную полицию и надежные границы. Поэтому

второе - это правоохранительная и военная сфера.

третье - реформа госаппарата, чтобы чиновников было мало, а получали они много и боялись потерять место.

четвертое - образование. Уровень образования в России выше, чем в любой другой стране. Потерять его было бы недопустимо.

пятое - поддержка несырьевого экспорта, причем поддержка прежде всего политическая и правовая.

- Вы не назвали социальную защиту населения. Сильному государству свойствен патернализм - пристальная забота государства о своих гражданах. Но, как я понимаю, среди ваших приоритетов этого нет.

- На мой взгляд, слухи о том, что российскому населению мил патернализм, преувеличены. Наш человек ничего хорошего от родного государства не ждет и исключительно индивидуалистичен. Попробуйте-ка заставить, например, владельцев коров объединиться, чтобы возить молоко на молокоперерабатывающий завод. Невозможно. Никто не верит, что жирность будет измерена правильно. И вот они каждое утро сами на автобусе везут свои бидоны.

Когда мы будем лучше жить

- Какими, на ваш взгляд, должны быть первоочередные задачи нового правительства?

- Первое и главное - скорейшее и успешное окончание операции в Чечне. Второе - следить за конъюнктурой цен на нефть. Знаете, например, сколько может стоить победа МИДа в борьбе за снятие санкций с Ирака? Минус 2-3 доллара за баррель. Далее - важно не допустить раздувания бюджета, обеспечить стабильность курса рубля, то есть его плавное снижение по мере инфляции. Ослабить налоговый пресс и развивать бюджетный федерализм: чтобы доходы между уровнями федерации распределялись в соответствии с законом, а не зависели каждый раз от каких-то договоренностей и торговли.

- Когда же мы будем жить хорошо?

- Хорошо - понятие относительное. Если судить по опросам ВЦИОМ, то с тех пор, как средняя зарплата в стране снизилась со 160 долларов до 60 (я имею в виду август 1998-го), жить стало куда лучше. То все был антинародный режим, были рельсовые войны, а с начала 1999 г. наблюдается небывалый рейтинг доверия правительству. Но, если серьезно, считаю, что уже через 2-3 года можно выйти на устойчивый экономический рост. Однако лишь при проведении очень точной, ответственной экономической политики.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно