Примерное время чтения: 8 минут
117

Война. Требуются наши дети

НАША линия была действительно горячей: не только по количеству звонков - по накалу страстей, которые звучали в телефонной трубке. Было только две категории звонивших москвичей: родители призывников, которым весной предстоит идти в армию, и мамы сыновей, которые уже служат, главным образом в зоне Чечни... На звонки по призыву отвечала Людмила ОБРАЗЦОВА, член координационного совета Союза комитетов солдатских матерей России. С мамами солдат, воюющих в Чечне, говорила Мария ФЕДУЛОВА, секретарь комиссии по работе с военнослужащими.

Немного болит дома? Сильнее будет в войсках...

БОЛЬШИНСТВО родителей призывников обеспокоены болезнями своих сыновей. В этом нет ничего удивительного. Минздрав России считает, что полностью здоровых подростков можно насчитать только 2% от общего числа. По телефону звучали диагнозы: "У моего сына пролапс митрального клапана...", "...гастродуоденит", "...язва", "...астма", "...заикание".

Людмила Образцова: Конечно, с каждой болезнью нужно разбираться отдельно. Вот, например, заикание - призывник "подпадает" под действие статьи 89 "Расписания о болезнях". Такая болезнь почти всегда носит психоневрологический характер. Надо идти к психиатрам, проверить неврологический статус мальчика. Но многие родители боятся это делать - говорят: его "сделают психом", а потом никуда на работу не возьмут. Если из-за этих нелепых страхов такие ребята попадают на военную службу, то это они потом расстреливают караул, накладывают на себя руки. Родителям надо знать: теперь номер "статьи заболевания" в военном билете не указывается - это нарушение прав человека. А при приеме на работу существует всего 5 - 6 организаций, которые имеют право требовать справки о психическом состоянии человека: МВД, ФСБ и т. д.

Общее правило для родителей, которое мы не устаем повторять: если подросток болен, обследуйте его как следует, не дожидаясь, пока пошлет военкомат. Инициируйте сами это обследование! Все, что немножко болит дома, гораздо сильнее начинает болеть в войсках, принимая иногда необратимые формы. Сын сердечник - идите в кардиодиспансер на ул. Академика Анохина, в Бакулевский центр, в Российский кардиокомплекс, наконец. У москвичей, как ни у кого больше в России, таких возможностей масса.

- В нашем военкомате отказываются принимать медицинские документы моего сына, приобщать их к делу. Как быть?

Людмила Образцова: Не отчаивайтесь, не спорьте, не ругайтесь: идите на ближайшую почту и отправляйте документы заказным письмом с уведомлением. Будут потом говорить, что не знали, - покажете квитанцию. Если все-таки попытаются призвать больного, обжалуйте везде, вплоть до суда. Поймите, идет война, люди требуются, требуются наши дети...

Это звонит солдатская бабушка...

ПОЖАЛУЙ, ленинский завет "учиться, учиться и еще раз учиться!" сегодня выполняется так, как Ильичу и не снилось. Мальчишки, которые хотят получить образование и которым вот-вот "светит" армия, хватаются за учебу как за спасительную соломинку. И их родители - тоже.

- Алло! "Горячая линия"? Я солдатская бабушка, звоню вам, солдатским матерям. Внуку 20-й год, в июне заканчивает техникум. Ему дадут возможность поступить в институт или сразу призовут?

- Мой сын учится в ПТУ...

Людмила Образцова: С марта 1998 г. все юноши имеют закрепленную законом отсрочку для получения образования. На сегодня действует закон, принятый Думой второго созыва. Пока человек не закончит ПТУ, техникум, вуз - на него согласно статье 24 закона "О воинской обязанности и военной службе" распространяется отсрочка на все время обучения, призвать не имеют права. Пока юноша не защитит диплом, на мероприятия по призыву он может не спешить.

- Весной моему единственному сыну призываться в армию. Мне 62 года. Он подлежит призыву?

- Скажите, если оба родителя - пенсионеры, сына заберут?

- Я с мужем разведена. Старший сын у меня - инвалид с детства, а младшему скоро идти в армию. Неужели нет никаких льгот?

Людмила Образцова: Сыновья родителей-пенсионеров имеют право на отсрочку согласно ст. 24, часть 1, пункт "б" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Если родители пенсионеры по старости или инвалиды 1-й, 2-й групп, призывник имеет право на отсрочку, если в семье некому больше ухаживать за родителями. Отсрочка от призыва предоставляется и тем юношам, у которых мать или отец имеют еще двоих и более детей до 8 лет или инвалида с детства и воспитывают их в одиночку.

Кстати, по этим и многим другим вопросам мы каждую неделю по понедельникам ведем консультации с родителями призывников. Записаться на них можно по телефону 928-25-06.

Радуйтесь, может быть, он жив...

ПОЖАЛУЙ, половина звонков "горячей линии" была от родителей, чьи дети находятся сегодня в зоне боевых действий - в Чечне. Цифры потерь военные называют разные, а по оценкам Союза комитетов солдатских матерей, там уже погибли порядка 3 тыс. военнослужащих. Как говорят солдатские матери, москвичей и питерцев среди служащих в Чечне мало. Но погибшие тоже есть...

- Я из Юбилейного звоню, из Подмосковья. Марикина моя фамилия. У меня племянника забрали в июне. Служил в Тульской области, в стройбате, Лысяк Юрий Юрьевич, 1978 года рождения. С октября месяца от него нет сведений. Может, его в Чечню отправили, как узнать?

- ...Имя сына? Щеколдин Cаша, Александр Алексеевич, 20 лет, был в Кантемировской дивизии, в 4-й мотострелковой роте. Мы ничего о нем не знаем!

Мария Федулова: Всем родителям, чьи сыновья служат сейчас в армии, - а тем, у кого дети попали в Чечню, в особенности - нужно знать номера телефонов "горячей линии" Министерства обороны. По тел. 293-55-92 дают справки о погибших и пропавших без вести. По тел. 296-22-58 можно узнать, не ранен ли сын. Справки о тех, кто служит во внутренних войсках, можно навести по тел. 361-84-09, о десантниках - 962-98-35, о моряках - 204-22-78. Только что одна мама сказала: "Мы туда звонили, нам сказали, что его в списках нет..." - "Так радуйтесь, - говорю, - значит, он жив..." В тех случаях, когда по этим телефонам вам не смогут помочь, звоните к нам в комитет: 928-25-06.

- Когда нас призывали, то в военкомате говорили, что сын будет служить в Московском военном округе, то есть недалеко от дома. А отправили в Чечню. Как же так?

Мария Федулова: Московский военный округ только по названию московский, а на самом деле он охватывает 8 областей России, как мы говорим, от Печоры до Белгорода. Работники военкоматов часто обманывают ребят, уверяя их, что они будут служить по месту жительства... Москвичи, например, попадают на службу и в Нижний Новгород, и в Хабаровск, и на Северный флот.

- Звонят родители раненных в Чечне военнослужащих. Мы приехали в Москву навестить своих сыновей. Они были в мотострелковых войсках, а теперь лежат в 32-м госпитале, стали инвалидами... Можно ли что-то узнать насчет страховки? И еще вопрос: как солдатикам засчитывается время прохождения службы в Чечне?

Мария Федулова: Один день службы идет за два, если ваш сын служил в зоне боевых действий. А насчет страховки нужно обратиться в военно-страховую компанию. Правда, выплаты будут только после выписки из госпиталя - таковы правила. Но часто они идут навстречу и выплачивают раньше...

С выплатами - это вообще непростые вопросы. У нас не определен "юридический статус" происходящего сегодня в Чечне. Нет никакого правительственного документа, который устанавливал бы сам характер боевых действий в Чечне. В чем конкретно солдаты принимают участие? В борьбе с терроризмом, в наведении конституционного порядка, в урегулировании внутреннего вооруженного конфликта? А ведь от этого зависят размеры социальных и материальных компенсаций, которые государство обязано выплатить семьям погибших, солдатам-инвалидам и раненым. И что в итоге получается? Вернувшиеся с войны и уволенные с военной службы солдаты-инвалиды лишены возможности лечиться и менять протезы оторванных рук и ног, поскольку государство установило им минимальную пенсию - 300 руб. И объясняют это отсутствием у мальчиков трудового стажа и, соответственно, зарплаты... Сегодня уже отменен принцип добровольности участия военнослужащих по призыву в боевых действиях и на необъявленную войну отправляются люди, которые просто в мирное время призывались на службу... Об этих и других вопросах мы на днях написали в своем Открытом послании и. о. главы государства и Верховного главнокомандующего Вооруженными силами, председателю правительства России В. В. Путину, а также депутатам Думы 3-го созыва, членам Совета Федерации. Ждем ответа...

...Когда замолкли телефонные звонки "горячей линии", мы попросили солдатских матерей сказать только одну фразу, но самую важную для всех родителей на сегодняшний момент. И услышали: "Берегите детей! Кроме вас, этого делать некому..."

P. S. Пока номер готовился к печати, солдатским матерям удалось найти ребят, о которых ничего не знали их родители, позвонившие на нашу "горячую линию". Александр Щеколдин и Юрий Лысяк с конца декабря прошлого года находятся в Чечне. В списках погибших или раненых их имена отсутствуют - значит, живы-здоровы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно