Примерное время чтения: 6 минут
133

Третье кольцо наступает

ТРЕТЬЕ кольцо - пожалуй, самый проблемный градостроительный проект, доставшийся Москве в наследство от амбициозного ХХ века. Работы на южном участке (от ММДЦ "Сити" до Автозаводского моста) идут практически круглосуточно. Мы решили осветить самые "горячие" точки трассы.

Тоннельная эпопея

С НАЧАЛА 1980-х рассматривалось около 50 вариантов возможного маршрута нового кольца через знаменитое Лефортово. В числе прочих вариантов предлагалось, например, "накрыть" уникальный парк огромной эстакадой или проложить через него неглубокий тоннель, естественно раскурочив при этом весь исторический комплекс. После долгих дебатов в конце прошлого года остановились все-таки на тоннеле, который к тому же пройдет непосредственно под заповедной зоной. На таком варианте настоял сам Лужков, предпочтя его "обходному" маршруту - тому же тоннелю, но деликатно Лефортово огибающему. По мнению разработчиков, хоть мэрский вариант как минимум на 30% дороже всех предыдущих решений (обойдется он, по предварительным подсчетам, не меньше чем в миллиард долларов - и все, увы, на средства налогоплательщиков), он наименее проблемный как для ценных архитектурных объектов, так и для жителей соседних домов, у которых под окнами не будут рыть котлованы. Тоннель будет "глубокого залегания" - от 16 до 35 м - на такой глубине проложено метро в центре. Но в этом районе, как заверяют специалисты "Метрогипротранса", почвы геологически безопасны, карстовых и других пустот не имеется, так что ни оползни, ни серьезные проседания почвы району не грозят, разве что на несколько сантиметров. Правда, в зоне взаимодействия с тоннелем находится аж 45 зданий, а 18 объектов, некоторым из которых более 200 лет, окажутся прямо над ним, но фундаменты всех домов обещают укрепить, а саму дорогу - оборудовать системой виброзащиты.

Длина лефортовского участка 3-го кольца - 3 км 246 м, из которых 2,6 км пройдут под землей: от Проломной ул. до Б. Почтовой (см. схему). Подземная часть будет состоять из двух параллельных тоннелей по 14 м в диаметре и по 3 полосы движения каждый. Автоподземелье сможет пропускать до 4 тыс. машин в час в одну сторону, обещают, что оно будет самым современным образом охраняться, освещаться и вентилироваться. Для покорения подземелья из Германии выпишут специальный бурильный агрегат высотой с пятиэтажный дом (аренда обойдется в 35 млн. долл.), который будет разжижать и "высасывать" грунт. (Кстати, существует проект, согласно которому образовавшиеся после строительства многострадального тоннеля 2,3 млн. тонн жидкого грунта отвезут в район Нагатинской поймы и построят там... горку для катания на лыжах.) К "раскопкам" планируют приступить этим летом, а сдать готовый тоннель - в мае 2007 г. До 2007 г., естественно, еще далеко, и миллиард долларов еще нужно собрать, но уже ясно, что Москва, как всегда, затеяла наполеоновский проект. Говорят, что в мире ничего подобного еще не строилось, похожий тоннель есть только между Японскими островами.

Недовольные

ДРУГАЯ "горячая" точка 3-го кольца, считающаяся самым сложным на сегодняшний день транспортным узлом города, - площадь Гагарина. В районе пересечения с Ленинским проспектом создается почти километровый многоуровневый тоннель, где параллельно с автотрассой пройдут железнодорожные пути. Под восьмиполосным шоссе собираются строить двухэтажную платную стоянку. Там, где тоннель "врубается" в станцию метро "Ленинский проспект", его будут возводить на мощных бетонных сваях, чтобы уменьшить давление на поезда метро. Также здесь спроектирован сложный пересадочный узел: с пассажирской платформы малого кольца МЖД можно будет либо спуститься в обычное метро, либо выйти на улицу, а в перспективе - перейти на другую, новую станцию метрополитена. На третье кольцо будет 8 съездов, а под Ленинским проспектом появятся два подземных пешеходных перехода.

Все эти планы кажутся более чем грандиозными, смущают лишь несколько досадных "мелочей" вроде растущего с каждым днем недовольства жителей как минимум пяти домов на Ленинском проспекте, которым стройка "напоминает о себе" грохотом, вонью и грязью буквально 24 часа в сутки. (По федеральным санитарным правилам, предельный уровень шума, производимого в ночное время, в жилом помещении должен быть не больше 30 децибелов. А шум от самой скромной стройки превышает этот предел в 2-3 раза. Забивание свай, например, "обходится" не менее чем в 80 децибелов.) С недавних пор наиболее шумные работы (в частности, забивать сваи) ночью запретили, разрешается только вывозить грунт, так как по ночам дороги свободные. По окончании строительства развязки (оно запланировано на осень 2001 г.) обещают удовлетворить и другую "скромную" претензию горожан - восстановить вырубленный сквер. По закону г. Москвы, обязаны посадить ровно столько деревьев, сколько было вырублено в процессе стройки. В ближайшие 5 лет из площади Гагарина хотят сделать пешеходную зону, а на "крыше" тоннеля выложить метровый слой грунта и устроить газоны.

В рамках проекта 3-го кольца первоначально не планировалось сносить жилые дома. Первая жертва (и, как клятвенно заверяют проектировщики, последняя на всем протяжении новой дороги) - пятиэтажка на М. Тульской улице, оказавшаяся в 6 м от сооружающейся эстакады. Понятно, что жители не горят желанием переезжать из центра в предлагаемые им окраинные районы, хотя дом подлежит расселению до того, как по этому участку пустят движение. После отъезда жильцов дом пока сносить не собираются, планируя устроить там служебные помещения, а еще... использовать его в качестве естественной "перегородки" от шума. Участок от ул. Вавилова до Автозаводского моста также намечено сдать к дню города в 2001 г. с восьмиполосной эстакадой, 5 новыми подземными переходами и автостоянкой. Большую часть трассы здесь оснастят шумозащитными экранами высотой 4 м, "отгородив" от 3-го кольца в том числе и больницу им. Кащенко.

Чем будем дышать

СПЕЦИАЛИСТЫ из ООО "Организатор", отвечающие за строительство многих участков 3-го кольца, утверждают, что хуже от новой дороги москвичам не будет. Эксперты отдела гигиены строительства столичного центра госсанэпиднадзора не столь оптимистичны: не исключено, что будет и хуже. По крайней мере, для людей, проживающих по соседству с трассой: по результатам недавно проведенного исследования, число заболеваний органов дыхания возрастет там после пуска кольца в эксплуатацию не менее чем вдвое. В целом же в Москве, по прогнозам, задыхаться будут в несколько раз меньше: в центре уменьшится количество машин и пробок, соответственно, станет меньше шума и выхлопов. Ну а качество жизни в прилегающих к кольцу массивах в принципе не изменится: уровни шума и загрязнения воздуха, по расчетам ученых, должны остаться в пределах санитарных норм. Тех, кому приходится жить по соседству со стройкой, просят потерпеть еще какой-нибудь годик-полтора, теша себя мыслью, что страдают они ни много ни мало в интересах города...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно