Первый общественный транспорт
Что такое "общественный транспорт"? Это транспорт общего пользования - автобусы, троллейбусы, трамваи и, конечно, метро, которые перевозят каждый день миллионы пассажиров. А между прочим, еще в начале XIX века подобного транспорта в Москве не было. Вся Москва передвигалась, в случае надобности, на лошадях - в каретах, фаэтонах, дрожках, а зимой - на санях. Москвичи, не имевшие собственных лошадей, обращались к извозчикам. Зимой их работало в городе до 12 тысяч (летом чуть меньше).
Первый общественный транспорт появился в городе в 1840-х годах. Это были "линейки" (зимой - сани, летом - повозки), в которых лицом к домам, спина к спине, сидело 6-8 пассажиров. Линейки, запряженные лошадьми, двигались по определенному маршруту, а на запятках стоял кондуктор. В 1872 году в Москве построили конно-железную дорогу, по которой покатили вагончики на лошадиной тяге. Пуск первой линии "конки" - от Страстной площади до Брестского (Белорусского) вокзала - был приурочен к открытию Политехнической выставки. К началу ХХ века общая протяженность линий конки приблизилась к 100 километрам, а "конно-железный парк" составлял 241 вагон. Но к этому времени конка была уже обречена: в Москве пустили электрический трамвай. О нем - отдельный разговор...
Московский долгожитель
В 1899 году в Москве появился новый вид транспорта - электрический трамвай. В газетах его называли не иначе, как "чудом техники ХХ века". Но были и недовольные: лошади извозчиков, пугаясь грохота и звонков, шарахались в сторону, седоки и прохожие ругались, а московским воробьям стало труднее - они привыкли лакомиться конским навозом! Первая трамвайная линия была проложена от Страстной площади до Петровского парка, а к началу Первой мировой войны трамвай полностью вытеснил с городских улиц "конку".
До 1935 года трамвай был главным московским общественным транспортом. Даже когда появились автобусы, а затем и троллейбусы, основная масса пассажиров передвигалась по рельсам. Двух и даже трехвагонные трамваи перезванивались друг с другом, пробегая и по Бульварному, и по Садовому кольцу, и по центральным площадям (по Красной площади когда-то тоже ходили трамваи), и по мощеным булыжником улочкам городских окраин. Трамваев не хватало, пассажиры висели на площадках, держась за ручки (двери трамваев в те времена не закрывались), садились в вагон на ходу... Московский трамвай за свою долгую жизнь попал во многие книги, песни, стихи. Вспомните стихи Сергея Михалкова:
"...Всех важней, - сказала Ната, -
Мама вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа..."
Самым знаменитым в городе многие годы был маршрут "А", проложенный по Бульварному кольцу. Москвичи называли его ласково - "Аннушка". А по Садовому кольцу ходил трамвай маршрута "Б", именуемый в народе "Букашкой". Маршрут "А" и сегодня существует. Вот только он стал совсем коротким. А трамвай "Б" уже много лет назад уступил место троллейбусу с таким же номером. Сегодня трамваи постепенно исчезают с московских улиц. В центре города трамвайных путей не осталось вовсе (кроме нескольких бульваров и улиц), вытесняют трамвай и с окраины, где он еще 10-15 лет назад был "королем". Сегодня в Москве действуют 38 трамвайных маршрутов, по которым бегают 913 вагонов, перевозящих за год 730 миллионов пассажиров (данные на 1 января 2006 г.). В последние годы получила поддержку идея прокладки в городе линий скоростного трамвая, который, впрочем, мало похож на своего постаревшего тёзку.
Автобус московский
Без автобуса нам не обойтись. Под землей работает метро, а на поверхности автобус - "глава" общественного транспорта, на его долю приходится больше трети перевозимых пассажиров (2542,4 млн. в год). Протяженность линий, по которым курсируют автобусы 533 маршрутов, составляет (на 1 января 2006 г.) 5589 километров; на линию выходит 5206 машин, как российского, так и зарубежного производства. Все городские автобусы приписаны к автобусным паркам, где за ними ухаживают, готовят для них водителей, ремонтируют их и убирают.
Первые автобусы появились в Москве в 1908 году. Вот что по этому поводу писала газета "Голос Москвы": "Городской голова, члены Управы и трамвайные инженеры произвели испытание автомобиля-омнибуса, предложенного для покупки городу. Представители городских властей проехали в омнибусе в течение часа около 30 верст. Впечатление от поездки получилось удовлетворительное..." А регулярные автобусные рейсы начались в столице значительно позже - 8 августа 1924 года. Для перевозки пассажиров закупили вначале 8 английских автобусов "Лейланд", а к концу года их насчитывалось уже 79. В 1929 году на московских улицах появились первые отечественные автобусы. Между прочим, в столице дважды пытались перейти от обычных автобусов к двухэтажным. Но эти "дома на колесах" оказались мало приспособленными к нашим улицам.
Машина с усами
В ноябре 1933 года в свой пробный рейс от Балтийско-Белорусского вокзала до села Всехсвятское (нынешнее метро "Сокол") отправился первый московский троллейбус - одна из двух имевшихся тогда в городе машин ЛК-1, сделанных на заводах "Динамо" и ЗИС. А регулярные рейсы начались в 1934 году. В годы войны часть машин была переоборудована для перевозки грузов, другие эвакуировали в Куйбышев (Самару) и Челябинск, где благодаря этому открылось троллейбусное движение. Москва троллейбус любила. Он был очень удобен для передвижения по городу, и количество машин на линиях все время увеличивалось. Но троллейбус не может ездить без проводов. Москва разрасталась, а на окраинах города стали выгоднее автобусы. Поэтому число троллейбусов сократилось. Сегодня по 85 линиям бегает 1578 машин, перевозящих ежегодно 951,8 миллиона пассажиров.
Что такое монорельс?
Несколько лет назад в столице начали строить первую линию монорельсовой железной дороги. Его называют просто монорельс, а иногда еще и воздушным трамваем. Этому виду транспорта, существующему в некоторых странах мира, не страшны дорожные пробки, и, кроме того, он экологически чистый. Первая линия монорельса проложена в столице от проспекта Мира (станция метро "ВДНХ") до Сельскохозяйственной академии (метро "Тимирязевская"). Пока он обслуживает лишь экскурсантов, которые хотят посмотреть на московские улицы сверху. Но власти города обещают, что скоро монорельс в Москве будет обычным транспортом.