Примерное время чтения: 7 минут
110

"Кризис власти подобен колорадскому жуку"

ТОЛЬКО самые отчаянные технократы в сегодняшней России не видят подлинной и единственной причины обрушившихся на нас в последние годы несчастий - ставшего хроническим кризиса власти. Кризис власти - это постоянная война ее институтов. Это их безответственность, неспособность вырабатывать и проводить осмысленный курс, неспособность исправлять даже очевидные всем ошибки. Это плохой бюджет, плохие налоги, плохие законы. Это коррупция, воровство, бандитизм. Это смута и хаос в стране.

ХВАТИТ ДЕМОКРАТИИ?

400 млрд. долларов западных инвестиций в коммунистический Китай и 20 млрд. - в демократическую Россию - это не предательство идеалов свободы, а констатация простого факта: лучше делать бизнес в коммунистическом порядке, чем в демократическом хаосе. Особенно хорошо это поняли несчастные инвесторы 17 августа нынешнего года. Кризис власти подобен колорадскому жуку - избавиться трудно, а ущерб огромен. Кризис власти многолик. В Африке постреливают друг в друга вооруженные АКМами лесные племена. Где-то поближе пыль от взрывов оседает на зеленых повязках на лбу правоверных. У нас все это происходит в великолепном антураже Кремля, Охотного ряда и Дмитровки, под софитами и телекамерами при стечении изумленных иностранных корреспондентов. А тем временем граждане снимают и скупают все, что можно снять и скупить, банкиры вывозят все, что можно вывезти и спрятать, предприниматели не платят все, что можно не платить, а власти невольно делают все, чтобы такой "порядок" продолжался и дальше. И вот, когда хаос достигает апофеоза, возникает соблазн сказать: "Хватит демократии, хватит законности, нужны жесткие меры". И действительно. Чтобы добиться возврата в страну экспортной выручки, надо поставить под жесткий контроль компании-экспортеры. Чтобы заставить банки выполнять свои обязательства перед бюджетом и клиентами, необходимо фактически вводить внешнее управление в частных банках. Чтобы прекратить свободное падение рубля, необходимо создание специального валютного совета и так далее. Все это можно сделать или изменив действующее законодательство, или не обращая на него внимания. И вот нам говорят: для выхода из кризиса России нужна диктатура. Потеряв страну, в которой родились, дважды потеряв накопления, которые накопили, потеряв работу, на которой работали, мы рискуем потерять последнее, что еще удерживает нашу приверженность к реформам, - свободу. И все это лишь потому, что политический класс России в 1990-1993 годах не сумел при учреждении доживающей ныне последние дни Четвертой российской республики соблюсти хотя бы элементарные нормы конституционного баланса властей.

НЕСЪЕДОБНЫЕ ПЛОДЫ КОНСТИТУЦИИ

НИКАКОЙ общественный организм не в состоянии усвоить ту пищу, которую предлагает наша Конституция: парламент, избранный по партийному принципу, и при этом правительство, формируемое беспартийным президентом единолично, без всякого участия этого парламента. Дума принимает законы, но, будучи отлучена от исполнительной власти, не несет ответственности за их исполнение. Отсюда позиция ее большинства: льготы всем? Пожалуйста! Доходов в бюджет сколько хотим, столько и нарисуем. Не нам же их собирать! Дефицит бюджета большой? Его, правительства, проблемы. Как хочет, так пусть и выкручивается - хоть ГКО выпускает, хоть займы за границей берет. Оно - правительство, пусть оно и думает. Народ, верящий, что Дума ничего не может, сочувствует партиям в их трудной борьбе. Правительство, связанное по рукам и ногам требованиями законов, пытается что-то решать, постоянно вступая в противоречия с ними. Суды сурово пресекают эти попытки (например, отменив увеличенный сбор в Пенсионный фонд), не получая при этом зарплату. Близятся выборы, на которых партии вновь пойдут под лозунгом "Долой антинародный режим!" и "Антинародное правительство - в отставку!" Народ их поддержит. А чего не поддержать? За народ же бьются.

Россия - единственная страна в мире, где партии - законный субъект политической жизни, главное предназначение которого - борьба с правительством посредством принятия неразумных законов. При этом Конституция требует от правительства неукоснительного соблюдения этих законов, что и обеспечивается современной судебной системой. Если это не абсурд, то я не знаю, что такое абсурд.

КТО-ТО ХОЧЕТ ПОГОРЯЧЕЕ

СЕГОДНЯ наш политический класс, ценой неимоверных усилий и суеты построивший российскую государственность на фундаменте конституционного абсурда, пришел к выводу, что демократия в России не удалась. Что надо бы попробовать погорячее. Например, диктатуру. Можно себе представить, что из этого получится - Пиночет в кокошнике. Короче, построили тюрьму вместо школы. Виноваты, понятное дело, каменщики и маляры. Но не архитекторы. Последние снова полны решимости. Раз получилась тюрьма, так пусть она и будет - решетки, засовы, вертухаи. А что? Специфика России. Умом, аршином... и так далее. Сценариев не счесть. Вот один самый распространенный. Дума не утверждает премьера. Ее немедленно распускают. (Строго по Конституции - хвала творцам). Выборы, которые должны пройти через три месяца, отменяются (все доводы уже придуманы - нет денег, в законах противоречия, партии не прожили год после перерегистрации и т. д.). Власть начинает гнуть радикальные меры посредством указов и постановлений. Начинается правовой хаос. Суды завалены исками по фактам незаконных действий властей. Власть вводит чрезвычайное положение, приостанавливая действие сотен законов, ограничивая деятельность политических партий, профсоюзов, судов, СМИ. При необходимости придать всему этому дополнительную легитимность можно даже решиться на досрочные президентские выборы с выбором одного из харизматичных вождей - будь то из числа военных или гражданских. После десяти лет либерализации и политических свобод Россия вновь погружается во тьму беззакония и произвола.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПЯТАЯ РЕСПУБЛИКА!

ЕСТЬ ли альтернатива? Разумеется, есть. Можно ли сделать государство работающим, сохранив свободы и демократию? Можно. Даже в условиях кризиса доживающей последние месяцы Четвертой республики. Для этого надо, опираясь на волю народа, как можно скорее демонтировать последнюю и учредить новую, Пятую российскую республику. Что делать и когда? Сентябрь-98. Подписывается Политический договор между основными политическими силами и ветвями власти (основа его уже готова). Главные идеи - немедленная подготовка конституционной реформы и немедленное формирование переходного правительства согласия при гарантии его поддержки парламентом на период конституционной реформы (иначе страна до последней рискует не дожить). Отказ от взаимных атак на период конституционной реформы. Октябрь-98. Решением палат Федерального Собрания, президента и правительства создается Конституционная комиссия Российской Федерации, которая приступает к подготовке поправок в действующую Конституцию. Основные идеи: президент остается главой государства и Верховным главнокомандующим, но полномочия его резко ограничиваются, правительство формируется по итогам парламентских выборов, проводимых по партийному принципу, победившие на выборах партии несут всю полноту ответственности за результаты деятельности сформированного ими правительства. (Ближе всего эта модель к модели Пятой французской

республики). Сентябрь-99. В соответствии с принятым законом созывается Конституционное собрание, которое рассматривает и одобряет проект поправок в Конституцию (или проект новой Конституции), подготовленный Конституционной комиссией. Проект выносится на всенародное голосование. Декабрь-99. Одновременно с парламентскими выборами проводится всенародный референдум по новой Конституции. Вновь избранное парламентское большинство с ходу формирует ответственное и имеющее опору в парламенте в соответствии с новой Конституцией правительство. Партии, вошедшие в кабинет, несут перед избирателями всю полноту ответственности за ситуацию в стране. Июнь-2000. Страна спокойно и без страха избирает нового президента. Да и чего бояться - при нормальной-то власти и Конституции? А теперь задумаемся: нужна ли стране диктатура? Нам с вами точно не нужна.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно