НЕСМОТРЯ на призывы лидера КПРФ Геннадия Зюганова "немедленно назначать премьера", Совет Федерации не продемонстрировал в прошедшую пятницу ни единства, ни согласия. За нынешнего и. о. премьер-министра как такового было отдано 74 голоса из 178. За него же, но "в одном флаконе" с новым экономическим порядком - 91. Одновременно появился целый список достойных кандидатов на Белый дом - Егор Строев, Юрий Лужков, Константин Титов, Владимир Яковлев. Судя по всему, отчетливый призрак премьерского кресла внес такое смятение в сенаторские умы, что и без того не монолитное согласие затрещало по всем швам. Чего и следовало ожидать: плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. В результате Кремлю пришлось устраивать очередной сеанс политической психотерапии - "круглый стол". Впрочем, главный психотерапевт Борис Ельцин, дав установку на согласие, решения, как всегда, принимает сам. Но в этом случае он оказался перед дилеммой: добиться ли от Госдумы утверждения именно В. Черномырдина либо назвать любую другую фамилию из списка, предложенного сенаторами? Собственно, Е. Строев и Ю. Лужков являются не меньшими "политическими тяжеловесами", чем врио премьера. Кандидатуру Е. Строева в соответствии с решением последнего закрытого пленума ЦК КПРФ "продавливает" Г. Зюганов. Однако Егор Семенович не любит авантюр. Он прекрасно понимает, что роль главы Совета Федерации - важнейшего на сегодняшний момент политического инструмента - будет только возрастать.
ВПРОЧЕМ, лидер коммунистов Геннадий Зюганов уверяет, что согласен утвердить любого премьера, который способен работать с обеими палатами парламента. В отличие от Егора Семеновича, Юрий Михайлович, не раздумывая, готов занять премьерское кресло. В этом его поддерживает не только близкое окружение, которое надеется использовать новые возможности, чтобы спасти и приумножить свои финансовые ресурсы, но даже некогда враждебный Кремль. Татьяна Дьяченко и Валентин Юмашев согласились поддержать кандидатуру московского мэра под давлением аргументов Бориса Березовского: если Ю. Лужков "сгорит" в правительстве, он уже не сможет снова вернуться "на Москву" и уж тем более претендовать на президентство. Если же Б. Ельцин настаивает на кандидатуре В. Черномырдина, то, по словам лидера фракции НДР Александра Шохина, многие депутаты могут отказаться от ее поддержки "по политическим соображениям". Тогда Госдума, прежде чем сказать окончательное "нет", могла бы уже 9 или 11 сентября проголосовать за начало процедуры импичмента, чтобы получить трехмесячную защиту от досрочного роспуска. В результате президент должен будет назначить полновесного премьера, а роспуск Госдумы отложить примерно на начало декабря. Тогда новые депутатские выборы могут состояться уже в марте 1999 г. Единственный шанс получить относительно "вменяемую" Госдуму - провести выборы без партийных списков по мажоритарной системе. Такой шанс есть, поскольку практически все ведущие партии закончили свою перерегистрацию только в мае - июне 1998 г., а потому могут выставлять свои списки на выборах только через год. Таким образом, Дума, выбранная в марте 1999 г., будет представлять интересы не столько партий, сколько регионов. В принципе Кремль может в случае надобности задействовать и орудие главного калибра - примерно в те же сроки (конец марта - начало апреля 1999 г.) занять политических лидеров президентской гонкой и "обезглавить" тем самым практически все партийные избирательные списки. Для этого требуется убедить президента Б. Ельцина согласиться в конце декабря - начале января объявить о своей добровольной отставке.
ЕДИНСТВЕННЫЙ вопрос - сможет ли государство заплатить за две избирательные кампании сразу. Ведь если до обвала рубля выборы в Госдуму оценивались примерно в 750 млн. руб., то сегодня для них потребуется вынуть из бюджета уже около 2,5 млрд. Президентские выборы будут стоить не дешевле. Однако многие депутаты и сенаторы вообще не хотят играть по кремлевским правилам. Они требуют немедленной отставки Б. Ельцина или, на худой конец, немедленного созыва Конституционного собрания. Кардинальные конституционные обновленцы хотели бы отменить всенародные президентские выборы и избирать символического главу государства на заседании парламента, а еще лучше - ликвидировать должность президента. Чем чреват для многонационального федеративного государства отказ от стержня центральной власти, история демонстрировала не раз: за отречением царя следовал распад Российской империи, за упразднением должности генерального секретаря ЦК из-за развала КПСС - распад СССР. Надежды же на то, что Совет Федерации сумеет стать в это смутное время гарантом преемственности власти, а тем более - "коллективным президентом", к сожалению, развеялись, как дым. Умение время от времени "дружить против" еще не означает способности принимать согласованные решения "за". Обсуждение кандидатуры нового премьер-министра в Совете Федерации это очень ясно показало.