28 ЯНВАРЯ - последний день сдачи в Центризбирком подписей в поддержку кандидатов в президенты. На момент подписания номера только две инициативные группы - В. Путина и С. Миронова - привезли в ведомство г-на Вешнякова коробки с подписными листами. На подходе были подписи в пользу С. Глазьева и И. Хакамады. Между тем их шансы под сомнением.
Накануне государственные телеканалы обвинили лидера "Родины" в покупке подписей - от 10 до 20 руб. за штуку. По другим слухам, на компрометацию Глазьева уже выделена круглая сумма. Однако, скорее всего, ЦИК допустит его до выборов. По мнению аналитиков "АиФ", насильственное снятие Глазьева повредит авторитету власти. Более эффективен другой сценарий - если за пару недель до выборов С. Глазьев снимет себя сам, соблазненный неким постом в исполнительных структурах.
Подобный сценарий может повториться и с Н. Харитоновым. По оценкам, 3-5% голосов, которые он может получить, станут "последним гвоздем в крышку гроба КПРФ". Тактически партии выгоднее со скандалом отозвать своего кандидата, объявив выборы "недемократичными и несправедливыми". Тогда единственным заметным соперником действующего президента может оказаться И. Хакамада. Но и она загоняет себя в угол. Идти ва-банк и получить от 0,5 до 2% голосов - значит окончательно добить политический проект под названием СПС. В этом случае судьба правого дела окажется в руках новоиспеченного "Комитета-2008", в который объединились в основном бывшие соратники В. Гусинского... Поговаривают, что для "спасения либерализма", а заодно и превращения выборов в трагикомичное состязание В. Путина и О. Малышкина сочувствующий Хакамаде Б. Березовский может при помощи очень весомых аргументов убедить ее также сойти с дистанции.
Чтобы выборы окончательно не превратились в безальтернативные, на помощь Кремлю придет спикер Совета Федерации С. Миронов. Но его "подвиг" грозит обернуться политическим самоубийством. И вот почему.
28 января Совет Федерации должен избрать двух новых вице-спикеров (как ожидается, ими станут Д. Мезенцев и С. Орлова) и ликвидировать пост 1-го зама, который сейчас занимает В. Горегляд. На первый взгляд это выглядит как аппаратная победа С. Миронова, который избавится от своего давнего конкурента. Однако после выборов возникнет вопрос: а может ли человек, набравший 14 марта порядка 1% голосов, занимать третий пост в государстве? Припомнят ему и руководство невразумительной партией, путавшейся под ногами у "Единой России" (правда, по слухам, Партия жизни уже тихо умирает, а ее аппарат потихоньку разбегается). Но просто так Миронова из СФ не уберут - поговаривают, что в качестве компенсации ему предложат пост социального вице-премьера в будущем правительстве. А новым спикером станет знакомый В. Путина по работе в питерской мэрии г-н Мезенцев.
И последнее. Ряд аналитиков уже рассматривает способ избежать обвинений в "безальтернативности выборов". Для этого с помощью СМИ нужно убедить население, что это - не столько состязание кандидатов, сколько своего рода плебисцит - референдум о доверии действующему главе государства. А итог плебисцита - народный мандат на проведение энергичных преобразований. Скорее всего, президент получит такое же "конституционное большинство" голосов, какое имеет в Думе "Единая Россия", т. е. не менее 66% голосов избирателей. А лучше - 75%, что соответствует нынешнему рейтингу. Политолог Г. Павловский прогнозирует даже 80-90%, но слишком высокий результат может вызвать неприятные подозрения на Западе. Да и В. Путину, с его ориентацией на Европу, такой по-азиатски головокружительный успех тоже ни к чему.