ПОЛИТИЧЕСКИЙ кризис, кажется, завершился, но его внутренние мотивы представляют интерес и сейчас. Отправной точкой кризиса можно считать устное заявление премьера С. Кириенко президенту о том, что управление экономикой России потеряно и он уходит в отставку. Это произошло в середине августа. Далее "при дворе" начались чисто шекспировские интриги. Разыгрывались драмы и трагедии. Придворные, да и сам президент были уверены, что Черномырдин пройдет через Думу, что называется, "со свистом". Ан нет... После второго провала ЧВС в Думе за кремлевской стеной началась паника. Срочно искали кандидатов. Считалось, что Егор Строев "плохо держит удар, слишком мягок". В. Черномырдин наотрез отказывался работать с коммунистом Ю. Маслюковым, а приемлемый для всех Е. Примаков отказывался от предложения аж 5 раз. Что касается Ю. Лужкова, то он, по всей видимости, вызывает у администрации президента взаимоисключающие чувства. С одной стороны, одно из объяснений того, почему Лужкова не позвали в "Белый дом", - сохранить его как приемлемого кандидата в президенты России. С другой стороны - боязнь того, что, став премьером, Ю. Лужков переведет стрелки недовольства населения с правительства на президента и не будет препятствовать его отставке. А дожить в Кремле хотят, как положено, до лета 2000-го. Как бы то ни было, в решающий день в приемной Б. Ельцина в Кремле собрались трое: В. Черномырдин, Е. Примаков и Ю. Маслюков. Договоренность была такая: ЧВС - премьер, остальные - первые вице-премьеры. Но предварительно к Б. Ельцину зашел В. Юмашев. Судя по всему, в это время он и реализовал последнюю интригу и переориентировал Б. Н. на Е. Примакова. Президент подписал письмо в Думу с его фамилией и после этого принял ничего не подозревающую троицу. Ельцин начал медленно читать текст письма, присутствующие опустили глаза к полу... Далее Примаков в сердцах воскликнул: "Ну ладно!", почти как Ю. Гагарин - "Поехали!"
Побочными результатами этих интриг стали отставки. А. Кокошина - за то, что проявил излишнюю инициативу, проталкивая Ю. Лужкова через голову начальства. Пресс-секретаря C. Ястржембского - за то, что, как отмечается, он стал вторым центром управления в администрации и даже встречался с Г. Зюгановым. А это не по правилам. Новым пресс-секретарем президента стал Дмитрий Якушкин. Однако пока вокруг Б. Ельцина образовалась "выжженная земля" - все уволены, увольняются или ждут чего-то плохого. Популярна черная шутка: в Екатеринбурге восстанавливают ипатьевский дом к приему семьи Ельциных...
ЧВС ПОСЛАЛИ...
МЕЖДУ тем остается неопределенной судьба В. Черномырдина. Говорят, что в прошедшую пятницу он встречался с Б. Ельциным. Экс-премьер будто бы выразил желание стать секретарем Совета безопасности взамен уволенного А. Кокошина. Мотивировал он эту просьбу тем, что хотел бы создать сильную структуру, способную быть "противовесом правительству". Но, несмотря на любовь Б. Ельцина к созданию подобного рода противовесов, он сказал, что подумает, и назначил секретарем Совбеза Н. Бордюжу. Так что путь в большую политику для ЧВС закрыт.
В невеселом положении оказались и другие участники сентябрьской интриги - Б. Березовский и А. Лебедь. Говорят, что исполнительному секретарю СНГ двойная попытка вернуть ЧВС обошлась не менее чем в 15 млн. долл. В дурацком положении оказался и Лебедь. Его чрезмерная агитация за ЧВС не осталась незамеченной. Явно провисает и еще один персонаж - новый директор ФСБ В. Путин.
Он считается до сих пор человеком А. Чубайса и не может устраивать Е. Примакова. На месте главы этой спецслужбы должен быть свой человек, которому можно доверять, как в анализе ситуации, так и в предоставляемых рекомендациях. Такой человек у Примакова есть - это директор Службы внешней разведки В. Трубников. Но согласится ли с этим Б. Ельцин, которому в ФСБ нужен лояльный только к нему руководитель, неизвестно.
ЗЮГАНОВ ПЕРЕВОДИТ СТРЕЛКИ
И ПОСЛЕДНЕЕ - о планируемой всероссийской акции протеста 7 октября. Несмотря на формирование по сути коалиционного правительства, она состоится. Правда, одним из условий Е. Примакова, поставленного им думским коммунистам в ответ на согласие возглавить правительство, стало их обязательство не трепать нового премьера. Зюгановцы согласились и решили перевести "стрелки народного гнева" только на Б. Ельцина. Основной лозунг: "В отставку!" В КПРФ решили предстоящие 7 октября события назвать "народным мандатом на импичмент президента". Соб. инф.