БОЛЕЗНЬ президента вновь разбудила те силы, которые претендуют в России на власть. По мнению аналитиков, сегодня как минимум четыре группировки образуют своеобразные политические оси, готовые к походу на Кремль.
Первая группировка достаточно очевидна. Это Народно- патриотический союз России (НПСР), основу которого составляют коммунисты. Их лидер Г. Зюганов действует достаточно прямолинейно и не скрывает досады от того, что перед вторым, туром выборов в июле не удалось поднять скандал по поводу здоровья Бориса Ельцина.
Следующая связка сложилась достаточно недавно. Состоит она из двух отставных генералов - А. Лебедя и А. Коржакова. А. Лебедь имеет самую стремительную динамику роста популярности. Как и коммунистам, ему не удается скрыть своего нетерпения относительно претензий на верховную власть.
Третья команда - это так называемая партия власти. Лидером и знаменем ее является В. Черномырдин. Стратегом официальным считается глава президентской администрации А. Чубайс, а неофициальным - дочь президента Татьяна Дьяченко. Весьма активную роль исполнителя играет в этой команде министр внутренних дел А. Куликов.
Под номером 4 стоит мэр Москвы Юрий Лужков. О его команде можно только догадываться, так как ведет себя он очень осторожно.
О тактике коммунистов уже достаточно хорошо известно. Аналитики считают, что НПСР просуществует от силы 2-3 года, а затем развалится. Его идеологи скорее всего уйдут в органы исполнительной власти.
ПРЯМО противоположными курсами идут команды А. Лебедя и В. Черномырдина. Едва ли они смогут сотрудничать. Скорее наоборот. Подковерные взаимоотношения между ними все более приобретают характер войны - жестокой и беспощадной. Инициирована она скорее всего А. Чубайсом. Он не мог спокойно наблюдать, как Лебедь набирает политические очки и то, что его популярность, по закрытым опросам общественного мнения, изменилась к середине сентября до +56 пунктов против -21 у премьера.
Самым первым упреждающим ударом для притормаживания А. Лебедя стало создание нового координирующего органа - Совета обороны. Лебедь лишился того, чем, собственно, его и заманили в лагерь Б. Ельцина, - единоличного права хозяйничать в Министерстве обороны. Следующий удар был нанесен 1 октября. В тот день А. Чубайс подписал у президента указ о назначении Ю. Батурина председателем комиссии по воинским званиям. Из-под Лебедя выбили самый главный, кадровый стул. После этого он уже не мог молчать.
3 октября секретарь Совета безопасности навестил Б. Ельцина в больнице и предъявил ему ультиматум: или он, или Батурин. Между тем все, посвященные в детали этого визита, были удивлены, что президент за всем внимательно следит и не потерял способности находить новые неожиданные решения.
Первое. Б. Н. подтвердил свершившийся факт - Ю. Батурин возглавил комиссию по воинским званиям.
Второе. Отставка А. Лебедя принята не была.
Тем не менее президент в чем-то пошел Лебедю навстречу.
Третье. Б. Н. поддержал все кадровые перемещения, уже проведенные И. Родионовым с подачи секретаря Совбеза.
Четвертое. Заставил В. Черномырдина встретиться с лидером чеченских сепаратистов 3. Яндарбиевым, что на самом деле не планировалось. Яндарбиев мог встретиться лишь с Лебедем.
Пятое и главное. Президент переложил весь груз решения экономических проблем по восстановлению Чечни с А. Лебедя на премьера.
Такой расклад Александру Ивановичу пришелся по вкусу, и он, перестав настаивать на отставке, уехал. А в команде партии власти 3 октября царила легкая паника. Никто не знал, о чем так долго совещались Лебедь и Ельцин и чем закончилась их встреча. Дошло до того, что В. Черномырдин провел экстренную встречу с А. Чубайсом. Она произошла в час ночи в "Белом доме" с 3 на 4 октября.
ГЕНЕРАЛЫ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ
ОСНОВНОЕ беспокойство вызывало, придется ли вновь взваливать всю чеченскую проблему на себя, если Лебедь уйдет в отставку. А хотелось, естественно, чтобы тот пока остался, но с сильно "подрезанными крыльями". С таким дурным настроением прошло на следующий день и первое заседание Совета обороны. Там больше говорили о не пришедшем туда Лебеде, чем о военной реформе.
Так Лебедь стал действительно опасным конкурентом, по следу которого пустили "героя" чеченской войны министра А. Куликова. Масла в огонь подлила связь Лебедя с Коржаковым. Последний не скрывал, что знает очень многое, вплоть до секретных счетов российской элиты в западных банках. И вот программа "Время" идет на беспрецедентный шаг - едва ли не половину своего эфирного времени, которое, по рекламным расценкам, стоит около 30 тысяч долларов за 1 минуту, предоставляет бывшему руководителю Национального фонда спорта Федорову. Тот разоблачает Коржакова, а стало быть, и Лебедя, в отместку за то, что Коржаков разоблачает еще кого- то. И вся эта возня выплескивается на ничего не понимающих зрителей. Общественное телевидение вновь используется в личных целях, пуская на ветер миллиарды рублей, которых так не хватает.
P. S. Но есть во всем этом и положительный момент. У нас наконец-то появилась возможность настоящего выбора.