Примерное время чтения: 5 минут
534

"Мыльные оперы": кому они нужны?

18.35 по московскому времени. Улицы городов заметно пустеют, рассасываются очереди в магазинах, сотрудники фирм и академических институтов собираются к телевизорам: наступило время сериала. Какую пользу для разума и души извлекут эти люди из фильма? А может быть, от него один только вред? И чем привлекают сериалы столь "разношерстную" публику?

Артур Петровский, академик, доктор психологических наук:

"Они нравятся почти всем"

ПРЕЖДЕ всего я бы не стал обсуждать художественные достоинства "мыльных опер". Если бы эти художественные достоинства и были, то они микшируются переводом. Не стоит пытаться представить "мыльные оперы" в качестве ухода от обнищания народа, который хочет приобщиться к более богатой жизни. Сериалы популярны, например, в Соединенных Штатах Америки и других странах, но я там не видел обнищания.

То, что эти фильмы вызывают всеобщий интерес, несомненно.

Я знаю самых разнообразных людей - зрителей сериалов. Кстати, у людей повсюду существует потребность видеть красивые лица, костюмы, интерьеры. Это тоже одна из возможных причин интереса к сериалам, особенно у женщин.

Ведущим мотивом тяготения зрителей к этим сериалам является и то, что иные люди не прочь подглядеть в замочную скважину за тем, что происходит у соседей. Но они к замочной скважине не припадут, поскольку им этого не позволит их нравственность.

Сериалы же дают возможность смотреть на чужую жизнь изо дня в день. И хотя сюжеты крайне примитивны и удивительнейшим образом вопроизводят одни и те же жизненные коллизии, но тем не менее у зрителей есть чувство приобщенности еще к одной жизни, которая протекает рядом с ними и к которой они могут всегда обратиться. Это в какой-то мере психологическая разгрузка. Это вовсе не обязательно связано с причудами нашей экономической жизни, а связано с тем,

что люди в наше время вообще напряженно живут и работают. И для них каждый вечер, как привычная затяжка сигареты, становятся потребностью сериалы, но до того момента, пока не наступает пресыщение. Сериалы, к сожалению, а может быть, и к счастью, к этому пресыщению приводят. И чем выше культурный уровень человека, тем раньше это эмоциональное пресыщение наступает. Те, кому сериалы не нравятся, слава Богу, имеют возможность выключить телевизор. Это

во власти каждого из нас. Есть категории телевизионных зрелищ, которые обязательно надо оценивать, сопоставляя их с другими. Я говорю о том влиянии, которое оказывают на молодежь фильмы ужасов и боевики, где с экрана, почти не переставая, звучат автоматные очереди. Для молодых насилие начинает выглядеть как обыденное дело. После них по вредности воздействия идут всевозможные американские третьесортные детективы. Так вот на фоне этих, буквально заполонивших

телевизионный экран фильмов и передач я ни в коем случае "не бросил бы камень" в тех, кто смотрит "мыльные оперы".

Я предполагаю, что, как только появятся хорошие отечественные фильмы, сериалы просто отомрут, поскольку изза своей низкой художественной ценности не выдержат конкуренции.

Валентин Распутин, писатель:

"Сериалы усыпляют человека"

"МЫЛЬНЫЕ оперы" я не одобряю, хотя не так уж много их смотрел. Видел случайно раза два. Начнем с того, что эти сериалы воспитывают у зрителей неглубокий, несерьезный вкус. Художественные достоинства там невелики. Это по сути воспитание мещанина с соответствующими неглубокими потребностями, человека с усыпленной совестью.

Человек, смотрящий сериалы, уже каким-то образом настроен в душе на восприятие именно такого искусства. А демонстрируемые в этих

фильмах человеческие взаимоотношения: "красивая" жизнь, тяга к вещам или, скажем, готовность героини выйти замуж за нелюбимого человека ради денег - закрепляют эти первоначальные потребности зрителей с невысоким духовным уровнем.

В "мыльных операх" нет того полезного зеркала, которое влияет на душу, показывая нас, какие мы на самом деле, а если и есть, то очень мало. Это наркотик, в какойто степени сравнимый с фильмами ужасов и американскими боевиками

с убийствами. Только вестерны - сильнодействующий возбуждающий наркотик, а мексиканские и бразильские сериалы - транквилизатор. Люди ждут следующих серий, с замиранием сердца вглядываются в экраны, живут страстями киногероев. Они забывают о том, что у нас в стране безработица и инфляция. Народ успокаивается, трудности жизни отходят на задний план. Это усыпление человека. Нам нужен усыпленный, обезволенный человек. Кому-то нужно отвлечь его от реальной

жизни, от исполнения гражданских обязанностей. Впрочем, не думаю, чтобы кто-то отвлекал людей от реальной жизни специально и целенаправленно. Сериалы - это веление времени, и демонстрируют их по телевидению скорее из благих намерений. Но, как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда.

Ведь мы постоянно твердим, что человек должен быть личностью, а личность воспитывают только те произведения, которые формируют лучшие гражданские и человеческие чувства. В сериалах, к сожалению, этого нет.

Бороться с демонстрацией по телевидению низкохудожественных сериалов сейчас, на данном этапе развития нашего общества, наверное, не имеет смысла. Есть с чем бороться и без того. А вот когда нам удастся снять самый главный слой опасности, можно

будет браться и за "мыльные оперы". Но до этого еще далеко.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно