НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ сюжет о гибели "Титаника" всплывает на киноэкранах мира уже в пятый раз. Создатели последней версии "Титаника" решили использовать проверенное оружие массового искусства - мелодраму, которая здесь действует особенно остро на фоне жуткой, ошеломляюще достоверно показанной беды. Но есть и третий, очень важный компонент фильма. Это сам "Титаник", пролежавший на глубине около 4 км 86 лет.
ДВА подводных аппарата медленно обошли носовую часть судна и остановились там, где когда-то была капитанская рубка. Деревянный штурвал давно сгнил и унесен течением. Механическая рука манипулятора, повторяя движение пилота, опускает на палубу цветы возле поржавевшей рулевой колонки - дань памяти погибшим.
Управлял этой подводной машиной доктор технических наук Анатолий САГАЛЕВИЧ. В Институте океанологии им. П. П. Ширшова он руководит лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов. Группа наших специалистов с исследовательского судна "Академик Келдыш" с глубоководными аппаратами "Мир-1" и "Мир2" на борту были участниками съемочной группы фильма "Титаник".
- Анатолий Михайлович, в вашем кабинете много фотографий, сделанных на "Титанике". А можете показать какой-нибудь предмет, который взяли на память
- Не брали ничего. И во время последних съемок с Камероном, и в предыдущей экспедиции, когда мы снимали фильм под названием "Титаника" с канадцем Стивеном Лоу, решили из уважения к погибшим ничего не трогать. Ведь это судно в какой-то степени остается братской могилой.
- Неужели там еще могут быть останки людей?
- Нет, конечно. Не остается даже костей. Сначала все уничтожают морские животные, потом активно работает биохимия.
- Вы говорили, что фильм снят о реальных людях и именно в тех помещениях, где они тогда находились. Как это возможно?
- Разумеется, главные действующие лица придуманы, но многие персонажи фильма действительно были тогда на "Титанике", известно даже, в каких каютах размещались. Например, каюту Молли Браун, женщины, которая по фильму опекала главных героев, мы снимали, точно зная, где она находится. В фильме мы видим отдельные предметы,
которые были сняты на пленку под водой, а затем воспроизведены в декорациях фильма. Джеймс Камерон привлек к работе людей, которые использовали старые архивные документы, воспоминания переживших катастрофу.
- Значит, режиссер точно знал, что и где он будет снимать? - Сценарий был написан еще до 1-й экспедиции. Когда пришли к "Титанику", он сказал, что надо отснять под водой 8 сюжетов. Но мы отсняли более 30, причем каждый из них с 2-3 дублями. Я с Камероном погружался к "Титанику" 12 раз. Из этих в общей сложности 6 с половиной часов съемок в фильме использовались всего 20 минут.
- А что снимал автономный модуль? - "Миры" зависли над тем местом на "Титанике", где была главная лестница. Те, кто видел фильм, помнят парадную лестницу и часы на одном из ее пролетов, где встречались молодые герои фильма. Управляемый по кабелю длиной в 30 м небольшой аппарат со специальной кинокамерой ушел в этот проем и достиг 5-й палубы. Лестницы, конечно, обвалились, виден обросший растительностью круг, где размещаются часы. Разумеется, "Миры" туда пройти не смогли бы.
- Что еще из вещей и обстановки сохранилось на "Титанике"?
- Очень многое. Целы, например, колонны из красного дерева в салоне, ажурная дверь, блестит хрустальная люстра, стеклянные изделия, личные вещи...
- Вам приходилось встречаться с актерами, занятыми в фильме?
- Мне пришлось сниматься с Биллом Пакстоном в сцене, где мы находимся внутри нашего "Мира". В сценах на палубе "Академика Келдыша" меня можно увидеть рядом с Глорией Стюарт, игравшей спасшуюся героиню фильма. С Леонардом Ди Каприо я столкнулся в Лос-Анджелесе, куда меня вывез режиссер на один день для дубляжа. В то же время там был и Ди Каприо. Томился, как и я, в ожидании своей очереди. Там в коридоре было установлено баскетбольное кольцо, и мы с ним немного поиграли. Вот
и все мои встречи со звездами.
- Как чувствовали себя перед кинокамерой?
- Нормально. Ведь я практически везде играл сам себя: по сценарию и по жизни я был начальником экспедиции и пилотом подводного аппарата. - И все же, несмотря на опыт подводника, вероятно, встреча с "Титаником" сильно подействовала на вас в эмоциональном плане?
- С "Титаником" не так. Прошло много лет, и воспринимаешь это довольно спокойно. Вот с "Комсомольцем" - это да! Там все было свежее, по живому. Мы пришли туда в мае 1989 года, а 7 апреля это случилось. Вот она, новенькая лодочка, лежит на дне, 42 человека погибли, в основном от переохлаждения. Внутри оставались люди, 4 человека в спасательной камере. Мы нашли ее, с трудом зацепили, но когда до поверхности воды оставалось метров 200, оборвался трос. Всего к "Комсомольцу" у нас было 6 экспедиций.
- Ваша уникальная подводная техника создавалась для научных исследований?
- Разумеется. Экспедиции к затонувшим объектам - это не главная задача.
- Но вернемся к "Титанику". Скажите, как все же сделаны эти грандиозные по масштабам сцены гибели корабля? Вам, наверное, многое известно.
- Советую купить, когда будет в продаже, полную версию "Титаника" не на пиратских, а на фирменных кассетах на 4,5 часа. Наших подводных съемок там будет не 20, а 35 минут. И еще скоро выйдет фильм о том, как снимался фильм "Титаник". Его сделает режиссер Эл Гиддингс, он неотступно следовал за нашей съемочной группой и расскажет все без утайки.