СРЕДИ женщин, имевших политическое влияние в ХХ веке в России, вспоминаются загубленные большевиками последняя царица Александра Федоровна и лидер партии эсеров Мария Спиридонова. По счастью, в последние десятилетия в нашей стране против женщин-политиков не устраивали кровавых заговоров.
В нынешней Государственной Думе всего 46 женщин, то есть 10% от общего состава депутатского корпуса. Очевидно, женщинам в целом не хватает решимости сделать первый,
самый трудный шаг и выдвинуть свою кандидатуру (или согласиться с выдвижением). А в их интересах - влиять на власть, на процесс принятия решений, участвовать во власти и не стесняться этого своего стремления.
Если вы преодолели привитую вам в детстве девичью скромность, выдвинулись на выборах, победили и стали членом российского парламента, далее вам предстоит научиться не реагировать на солдафонское хамство коллег-мужчин.
НА ЗАСЕДАНИЯ - С ОРУЖИЕМ
ВЕСЬ мир запомнил безобразную сцену избиения и таскания за волосы прямо в зале заседаний женщины-депутата от Ярославля (между прочим, матери троих детей). Для себя я решила, что никогда не позволю подонку с депутатским мандатом сделать что-либо подобное с собой. Теперь, как и некоторые другие женщины, хожу на заседания российского парламента с газовым баллончиком. Впрочем, многие мужчины из известной фракции носят в Думу более серьезное оружие. Им правоохранительные органы это разрешают.
Три последних российских спикера, хоть и в разных формах, но не упускали случая поупражняться на тему "женского вопроса". Как-то лидер "Женщин России" Е. Лахова, используя, по правде сказать, не вполне парламентские метафоры, заявила, что Жириновский "пудрит мозги всей стране и Госдуме тоже". На что дипломатичнейший И. Рыбкин немедленно отреагировал с высоты положения своего более солидного пола, вернув словам их приземленно буквальный смысл: "Прошу вас, давайте вопросы косметики оставим в стороне".
Г. Селезнев, похоже, еще глубже ощущает превосходство своего пола и связанную с этим ответственность. Так, он строго следит за тем, чтобы женщины разных политических взглядов, не дай Бог, не стали дискутировать в зале заседаний Госдумы. Порой Селезнев старается быть даже галантным. Если микрофон отключается посреди какого-либо убедительного пассажа профессораюриста Елены Мизулиной, спикер великодушно говорит кому-то невидимому, командующему техникой: "Ну, дайте еще секунд тридцать, пусть закончит: женщина все-таки..."
ПОШЛОСТЬ - БЕДА МУЖЧИН
В БОЛЕЕ цивилизованной стране эти "мелочи" могли бы стоить спикеру его поста, но наш чувствует себя неуязвимым. Да и повод ли это для обид? Особенно если вспомнить, что еще недавно позволял себе Руслан Имранович. Припоминаете?
"Минутку, - просила его депутат Бэла Денисенко, - дайте мне собраться с мыслями. Вы ведь бьете ниже пояса..." Спикер реагировал молниеносно: "Ко всему, что у вас ниже пояса, я не имею никакого отношения!" - и микрофон снова отключен.
Диалог сопровождается лошадиным ржанием большинства депутатов-мужчин. Лишь некоторые были смущены и даже возмущены - например, актер Олег Басилашвили из Петербурга.
Вероятно, многие помнят и то, как Хасбулатов долго смаковал, сидя в президиуме парламента с похабной ухмылкой, тему: "использовали" мужчины Светлану Горячеву или нет? Он игриво убеждал публику, что уж он-то точно не использовал...
А женщины Верховного Совета РСФСР в это время собирали подписи под моим письмом. Я требовала от хозчасти приобрести необходимую вещь - канделябр. В приличном обществе именно им было принято бить по голове за подобные "штучки". Тогда письмо опубликовали многие газеты. Но канделябра до сих пор не купили. А жаль.