Примерное время чтения: 7 минут
51

Интим не предлагать

ТРУДНО БЫТЬ ЖЕНЩИНОЙ

ВЫ ТОЛЬКО не подумайте, что автор материала против мужчин. Или против секса. Я против домогательств. Сексуальных. Особенно на работе, особенно в форме ультиматума. Подруга недавно поведала типичную "story" в офисном стиле. Устраивалась она секретаршей к шефу частной фирмы. Они уж было договорились об условиях. А напоследок будущий начальник фривольно приобнял ее за наиболее дамские места и проговорил: "Вы девушка взрослая, должны понимать, что секретарше и еще некоторые обязанности исполнять придется..." Подруга моя - не промах, поинтересовалась: мол, неужели она столь сильно ему приглянулась? Шеф опешил: "При чем тут симпатии-то?!" Вот ведь как, просто принято это у них, у шефов: еще один атрибут власти. В общем, пришлось подруге другую работу искать...

Распространенность сексуальных домогательств "без отрыва от производства" достигла сегодня апогея (97% жертв - традиционно представительницы слабого пола, чаще до 35 лет). По данным соцопроса, за три последних года им подвергалась каждая третья женщина в Москве и Санкт-Петербурге, каждая четвертая в других городах России. И только одна из десяти всех женщин вообще не имеет ничего против подобных притязаний. Судьба некоторых жертв трагична. Есть те, кто не выдерживает длительных преследований и шантажа. Они не желают сдаваться и идут на самоубийство. Есть и такие, кого убивают.

...В Саратовском университете произошло такое ЧП. Преподаватель юридического факультета на глазах у студентов нанес многократные ножевые ранения женщине-коллеге, которая отвергла его как мужчину.

БЕЗОТВЕТСТВЕННАЯ СТАТЬЯ

ДА, НЕЛЕГКО нам, бедным. Особенно сегодня, когда так трудно найти работу. Многие из нас, чтобы выжить, вынуждены соглашаться на любые условия. Социологи даже группы риска выделили: продавщицы, секретари-референты, проводницы, стюардессы...

А в Уголовном кодексе, между прочим, сексуальным домогательствам посвящена 133-я статья: "Понуждение к действиям сексуального характера" (штраф - 200-300 минимальных окладов, исправительно-трудовые работы до двух лет или лишение свободы до года). В старом кодексе тоже была - 118-я: "Понуждение женщины к вступлению в половую связь" (лишение свободы до трех лет). Выходит, уголовная ответственность за это дело существует почти 50 лет. А на практике в советских судах процессов по этой "теме" набиралось лишь десятка два в год - это по всему-то СССР! (Юристы вспоминают, что чаще всего статья оказывалась очень кстати для компромата на неугодных партийных функционеров.) За последние же годы в российских судах прецедентов вообще днем с огнем не сыщешь. Статья настолько "тихая", что многие юристы давно забыли о ее существовании! Несмотря на то, что обращений от пострадавших немало. А если женщина решит все-таки отстаивать свои права, то наверняка подвергнется общественному осуждению. (Кстати, так происходит не только у нас, но и во всем мире: свойства человеческой натуры везде одинаковы.)

Во-первых, пострадавшую не поймут, как ни странно, сами женщины. (Они-то всю жизнь терпели, а тут - на тебе! - выискалась, правильная). Во-вторых, ее, скорее всего, не поймет муж (мол, сама виновата: доходилась в миниюбке, дострелялась глазками!) И в-третьих,

что самое главное, очень сложно в таком деле собрать исчерпывающие доказательства. Интимные предложения делают ведь без свидетелей. Запасаться же компрометирующей магнитофонной пленкой или сделать видеозапись жертве вдвойне опасно - обвинят в провокации. А если свидетели домогательств даже и были, еще вопрос, захотят ли они свидетельствовать на суде, например, против своего же (пока еще!) начальника.

...Директор коммерческого магазина не давал проходу новой продавщице. Но женщина оказалась непокорной. Решила, что лучше уж ей сразу уволиться. Директор так не считал: забрал ее трудовую книжку и отдавать не собирался. А когда она попыталась документ вернуть, то он ее еще и избил. В суде дело для потерпевшей обернулось неожиданно. Сотрудники магазина, знавшие истину, тем не менее свидетельствовали против нее. По их показаниям выходило, что она бедного-несчастного директора оклеветала, а на самой то пробу ставить негде...

Впрочем, хитрый шеф еще и не так может подставить подчиненную, чтобы себя обезопасить. Один, например, после навязчивых интимных предложений сразу объявил своей пассии выговор. А на суде потом сказал, что она его оговаривает, чтобы за этот самый выговор отомстить.

Как полагает кандидат экономических наук, психолог, редактор книги о проблеме сексуальных домогательств Зоя Хоткина, реально оградить как женщин, так и мужчин от этого

на работе способен лишь соответствующий пункт в коллективном договоре предприятия или организации. Такую практику, кстати, уже пытались ввести в Ленинградском пароходстве. Жаль, что в последний момент все-таки передумали: видимо, постеснялись употребить "неприличное" слово "сексуальные" в официальном документе.

ОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕ

СОТРУДНИК одной крупной американской фирмы, обеспечивавший ей большую часть прибыли, позволял на работе некоторые вольности по отношению к своей секретарше. Особенно ему нравилось невзначай ронять конфеты за вырез ее блузки, а потом доставать их, оправдываясь, будто это произошло случайно. Как же это секретаршу "достало"! Она в конце концов добилась того, чтобы "дело о конфетках" попало в суд. Фирме был предъявлен огромный иск. За шаловливые манипуляции своего сотрудника фирма заплатила пострадавшей 50 тысяч долларов компенсации и 6,9 млн. долларов штрафа, так как не обеспечила ей безопасность труда!

В борьбе с сексуальными домогательствами Америка явно опередила все страны мира. Причем настолько, что многие сердобольные наши граждане искренне сочувствуют периодически попадающему в "дамский" переплет Клинтону и всерьез уверены, что американки тащат своих американских мужиков в суд, едва те до них дотронутся.

На самом деле все не так-то просто. Как правило, конфликт доходит там до суда, если его трудно рассмотреть на уровне компании, или когда руководитель не верит жалобам сотрудницы. Выиграть же такого рода дело в суде невероятно тяжело. Ответственность за доказательства лежит на жертве. Поскольку судьи отлично понимают, что жалоба может быть подана с целью шантажа, они часто склоняются не в пользу пострадавшей.

...Как-то раз слушалось дело, казалось бы, очевидное. В туалете предприятия все стены были исписаны и изрисованы похабными надписями и рисунками в адрес одной из работниц. По американским законам сексуальное оскорбление тоже относится к сексуальным домогательствам. Тем не менее работница проиграла дело, потому что оказалась... штрейкбрехером (отсюда, мол, и нелюбовь коллектива). И у нас, кстати, тоже в подобных делах очень важна производственная характеристика.

Если же истец дело проиграет, ему не позавидуешь: все штрафы и компенсации, наоборот, уже он сам должен будет выплатить противоположной стороне! Так что еще десять раз подумаешь, стоит ли судиться.

За последние годы в Америке по случаям сексуальных домогательств дела возбуждены даже против крупных правительственных организаций - например, против Федеральной администрации по авиации и против ЦРУ. Американские фирмы боятся подобных исков как огня. И защищаются, как могут: при приеме на работу они подробно знакомят сотрудника с соответствующими законами и со специальными правилами поведения, которые есть в каждой фирме. Берут расписку, что он обязуется их соблюдать. И это только начало! Потом фирма регулярно устраивает еще и специальный ликбез на эту тему. В шоке от таких мер наши соотечественники-эмигранты. Жалуются, что в Америке на курсы по предупреждению сексуальных домогательств их таскают столь же часто, как когда-то в СССР на занятия по гражданской обороне.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно