ПЛАНЫ предания земле останков Николая II и его семьи заставляют вспомнить о ритуале погребения российских императоров, принятом до 1917 г. Со времен Петра I государей, за редчайшими исключениями, хоронили в Петропавловском соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Последним из них там 7 ноября 1894 г. был погребен Александр III, отец последнего российского монарха.
Техника погребения была довольно сложной. В полу собора делали продолговатое отверстие для склепа глубиной около 2,5 м ("три аршина"), шириной 1,5 м и длиной 2,5 м. Стены могилы выкладывали камнем, а затем облицовывали медью и устанавливали специальные штыри для закрепления крышек саркофага.
Траурная процессия обычно входила в собор в 10 час. 30 мин. утра. Затем следовали торжественная литургия, отпевание и последнее прощание. Дворцовые гренадеры опускали в могилу гроб, закрываемый двумя массивными медными крышками, которые крепились на петлях по одной с каждой стороны склепа. Эти крышки запечатывались двумя печатями: министра Императорского двора и коменданта Петропавловской крепости. После этого ставили так называемые кружала (медный каркас), на которые сводиком клали прочную кирпичную кладку.
Отверстие могилы закрывали тяжелыми гранитными плитами. Первоначально над могилой ставили деревянное надгробие, обтянутое глазетом - шелковой тканью с золотой нитью. По прошествии года временное надгробие заменяли многотонным мраморным.
До конца ХIХ века в Петропавловском соборе хоронили и царских родственников. В начале ХХ века для этих целей была построена рядом специальная великокняжеская усыпальница.
Николай II, формально отрекшийся от престола, на самом деле с юридической и исторической точек зрения оставался монархом до последнего своего земного часа. То обстоятельство, что он передал властные прерогативы брату Михаилу и Временному правительству, теряло всякое значение после отказа Михаила и исчезновения Временного правительства.