НА СВОЕЙ недавней встрече с журналистами Б. Ельцин заявил, что не будет баллотироваться на высший пост в 2000 году. Сказал, что у него уже есть преемник. Это третье противоречивое заявление за последние полгода. Вспомните 1 сентября 1997 г. - "Не буду!", 2 октября 1997 г. - "Лучше помолчу, еще не время говорить", 28 января 1998 г.: вновь "Не буду". Самое простое объяснение этой девичьей забаве - "дам - не дам" - состоит скорее всего в том, что Б.
Ельцин еще ничего не решил.
Как заметили люди из его окружения, желание уйти в 2000 году на пенсию совпадает у президента с улучшением здоровья. Так было и в последний раз, когда журналисты отметили его отличную форму, хороший жизненный тонус. И наоборот - будучи в угнетенном состоянии духа, он очень внимательно слушает тех, кто имеет право говорить с ним на эту тему. А в этих случаях, говорят, звучит лишь один мотив - "вы нужны России как президент,
вы гарант реформ..."
По всем прогнозам, таких противоречивых заявлений может быть еще не меньше трех. Не исключено, что в конце концов Борис Николаевич, как и весной 1996 г., грозно посоветует чиновному люду "не спешить перевешивать портреты" и помнить формулу президента - выберут или нет, но власть не отдам! Быть может, поэтому крупное российское чиновничество не спешит пока искать нового хозяина.
Да, есть еще и Конституционный суд. Ряд аналитиков считает, что именно он, будучи якобы карманным, выскажется в том смысле, что в 2000 году для Б. Ельцина будет лишь второй срок.
Но едва ли. Скорее всего эта проблема приведет судей к расколу. Уж больно многим из них не хочется, чтобы за глаза их считали карманными. Но выход есть и у них. Судьи, рассмотрев этот запрос в конце нынешнего года или в начале следующего, могут принять "соломоново решение". Проблема участия Б. Ельцина в выборах 2000 года будет объявлена политической, а значит, не подпадающей под компетенцию Конституционного суда. А политические вопросы в России решает известно кто...