Примерное время чтения: 5 минут
185

"Приходите к нам, аптеки..."

ВСЕ ГОСТИ столицы испокон века с обидой отмечали, что разнообразие товаров народного потребления, продуктов питания в московских магазинах не в пример богаче того, что можно купить (даже имея средства) в их городе. То же касается и ассортимента московских аптек в сравнении с региональными. Так было все последние десятилетия. Даже развитие отечественного рынка фармацевтических препаратов пока не решило до конца проблемы регионального потребителя. С появлением крупных частных фармацевтических компаний, аккумулирующих широкий ассортимент отечественных и импортных лекарственных препаратов на своих московских складах, региональные оптовики получили возможность представить этот ассортимент в своих областях, однако цены отнюдь не благоприятствовали любителям "от души поболеть".

На фармацевтическом рынке России явственно прослеживается следующая тенденция: все чаще крупные столичные компании открывают в разных городах филиалы, с которыми региональным фирмам конкурировать очень трудно. Плохо это или хорошо? Что такое филиал или дочернее предприятие большой и влиятельной столичной фирмы для остальных городов?

"Дочерние предприятия регистрируются в других городах как самостоятельные юридические лица, - сказал нам Дмитрий Алексеевич Вершок, начальник отдела филиалов компании "СИА Интернейшнл Лтд." (2-го по величине дистрибьютора фарм. препаратов), - другими словами, являются региональными фирмами, которые живут и работают в первую очередь по местным правилам и законам и платят налоги в местный бюджет.

Готовые лекарственные средства поступают от отечественных и зарубежных заводов-производителей на головное предприятие ЗАО "СИА Интернейшнл" в Москву более чем по 150 контрактам, а оттуда распределяются по складам дочерних предприятий. Поставки на региональные склады происходят еженедельно, при этом филиалы сами определяют, какие медикаменты и когда требуется поставить.

Потребность аптек является основным фактором, влияющим на формирование прайс-листа. Однако дочерние предприятия с удовольствием работают и с больницами, и с коммерческими структурами. Ведь работа со складом, имеющим в регионе примерно 800-1000 наименований лекарственных средств, выгодна и частным оптовым организациям, имеющим розничную сеть, так как цены филиала отличаются от московских только на величину транспортных расходов.

Одной из основных проблем является развитие постоянной динамичной системы взаимосвязи с основной группой потребителей продукции дочерних предприятий компании - с городскими аптеками. Проблема решается путем внедрения в аптеках специального программного продукта, позволяющего с помощью модемной связи в любое время суток видеть актуальное состояние склада нашего филиала, самим формировать заказ в соответствии с ежедневной потребностью и отсылать его поставщику. Специалисты филиала (даже при отсутствии возможности ежедневных посещений аптек) могут принять заказ и обеспечить отгрузку на следующий день. Это позволяет нашим постоянным покупателям избежать необходимости иметь большой товарный запас, не замораживать и без того скудные оборотные средства, быстрее реагировать на изменения спроса. Если в аптеке нет компьютера или модемной установки, мы устанавливаем необходимое оборудование в кредит, предоставляя клиенту возможность постепенного погашения задолженности.

Нам представляется, что путь создания региональных складов на основе дочерних предприятий с единой системой ценообразования, которые работают по общей комплексной программе, на одинаковых условиях и т. д. - оптимальный путь для решения основной нашей задачи - построить кратчайшую товаропроводящую сеть от производителя к больному.

Параллельно решается, может быть, не столь масштабный, но тоже важный вопрос создания в регионах новых рабочих мест. При регистрации дочерних предприятий ЗАО "СИА Интернейшнл Лтд." был определен штат сотрудников 15-20 человек. Затем с развитием предприятия растет и количество работающих.

Особенность фармацевтического рынка заключается в том, что он состоит из двух секторов: государственного, на котором финансирование по оплате лекарств ведется из бюджетных источников, и негосударственного, на котором оплата лекарств осуществляется населением из собственных средств.

В настоящее время филиалы компании "СИА Интернейшнл Лтд." на основании опыта, полученного головным предприятием в Москве за последний год, готовы предложить региональным учреждениям государственного сектора и ЛПУ систему сотрудничества на основе вексельных расчетов. Эта уникальная в своем роде система позволяет опять же, по опыту

работы в Москве, наладить бесперебойное снабжение государственных складов и ЛПУ области и одновременно сэкономить часть бюджетных средств, развязать узел хронических задолженностей путем увеличения отсрочки платежей. Сейчас мы начали внедрять подобную систему в г. Омске. Пользуясь случаем, хочу пригласить к сотрудничеству руководителей городских и областных фармкомитетов, управлений здравоохранения и страховых компаний, фондов ОМС.

Стремясь к более тесному сотрудничеству с аптеками, мы считаем, что каждая аптека должна сама, на свою ответственность, вести свою хозяйственную деятельность, производить закупки, формировать ассортимент и т. п. Но если работать по единому, согласованному плану, то это принесет пользу всем. Поэтому мы предлагаем многим аптекам помимо обычных договоров купли-продажи заключать с нами так называемые договора о взаимных услугах, согласно которым аптеки берут на себя обязательство заказывать определенную часть своего товарооборота у "СИА", что позволяет делать закупки и поставки лекарств стабильными и прогнозируемыми, значительно снижать цены, а высвобождающиеся средства направлять на реконструкцию и ремонт аптек, закупку для них необходимого оборудования. Такая работа, как нам представляется, должна привести к стабилизации негосударственного рынка лекарств, ликвидировать большую разницу цен в разных аптеках и разных регионах, сделать лекарства более доступными людям с невысоким достатком и окончательно забыть о дефиците.

Предоставление широкого спектра услуг нашим клиентам мы считаем своей основной задачей. Лекарства продают многие фирмы, получающие их от одних и тех же производителей. Поэтому здоровая конкуренция может основываться только на услугах, предлагаемых продавцами. Сюда входит и уровень цен, широта, разнообразие и продуманность ассортимента, и скорость доставки, и условия оплаты, и способ приема заказов. Немаловажную роль играет индивидуальность подхода к работе с клиентами. Этот перечень можно продолжить, но мы надеемся, что аптеки разных городов увидят и оценят работу "СИА Интернейшнл Лтд." и его филиалов в ближайшее время".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно