- Я РОСЛА в странной семье: папа - плохо говорящий по-русски и ни разу меня не поцеловавший. Он прошел тюрьмы, пытки. Мама - русская женщина, добрая беспредельно. Но себя я чувствовала необустроенной. В школе пошли клички: я была некрасивая, неуклюжая, слишком длинная. Потом был институт и стремление выйти из семьи, получить независимость. Я вышла замуж. Муж любил меня безумно, мы с ним были очень дружны. Мне было 18 лет, а ему - 23 года. В 30 лет в МГУ защитила диссертацию. Вскоре поняла, что работаю много и квалифицированно, но сколько я ни буду работать в нашем Отечестве, все равно не заработаю себе даже на машину! Мне стало тошно, и я рванула в кооперативное движение. Друзья возмущались: "Ты интеллигентная женщина, написала диссертацию, зачем тебе это?!" Но у них были обеспеченные родители. А у меня за спиной - дети! Мы продавали программную продукцию. Сначала мозги, а когда заработали деньги - стали продавать все подряд. А потом создали биржу. И вдруг нас начали проклинать: "Вы, кооперативщики, жулье, вы разрушили святые ценности!" Опять проблемы: мы можем своих детей кормить, одевать, давать образование, но, оказывается, мы недостойны своей страны. И тогда подумалось: может быть, страну пора переделывать, а не себя все время мучить?!
- Для женщин, знаю, важно конкретное дело: ребенка вырастить, поддержать родителей. А во власти что может женщина?
- Охранить жизнь другого человека от дурака. Потому что мужчина о жизни не думает. Если ломиться в стенку - ничего не получится. Если пойти на компромисс, то можно создать такой закон, чтобы ни одно постановление правительства, ни один закон в парламенте, ни один указ президента, который касается развития отдельной отрасли, не был принят без учета мнения людей, которые дают рабочие места, которые сами зарабатывают деньги.
- Что для вас людская любовь? Что может особенно ранить вашу душу?
- Если ко мне на улице подходит человек и говорит: "Ирочка, держись!" -для меня это награда. На одной конференции подошла женщина, ярая феминистка, и сказала: "Вот Хакамада, которая ничего не сделала для женщин, которая занимается только собственными проблемами". Это было - как нож. Да, я не кричу на всех углах, что защищаю женщин, пробивая полезные им законы. Я бьюсь с этими мужиками и уже этим защищаю женщин. Через два дня встретила ту женщину снова. Подавив в себе обиду, сама подошла к ней и рассказала историю с законами по некоммерческим организациям. Она в ответ: "За это действительно спасибо. Если бы Галя Старовойтова пошла в президенты, я бы ее поддержала". - "А если я пойду?" - спросила я. Она ответила: "И вас поддержу, потому что надоела женская слабость. Если вы идете, то идите до конца".
- Ира, как вы ощущаете: идет ли мир к матриархату?
- Для меня что матриархат, что патриархат - все едино. Не люблю ни того, ни другого. Цивилизованный мир может себе позволить не крайности, а гармонию, а для этого надо вытащить женщин в политику. Хотя какие-то страсти придется пережить: женщины с большой нервозностью будут бороться с мужчиной. Это все от забитости, но пройдет.
В политике женщина - это заведомо второй сорт. У мужчин в подкорке сидит, что женщину, даже самую яркую, самую известную, надо эксплуатировать, использовать. Они что-то там в бане тихо решают, а потом ей сообщают результат. А почему он такой, а не иной? Может, у меня свои соображения есть на этот счет? Для меня же главное, чтобы не пренебрегали моими знаниями, учитывали мое мнение.
Мой ход: обретать восточное спокойствие, а потом появляться в такую минуту, когда партнеры запутались и им некуда деться. Тогда вы им показываете класс. Очень медленно возникает уважение, но опять же с опаской. Дескать, мы ее будем поддерживать, а вдруг она станет на ступеньку выше нас?!
- Если бы не политика, то что у вас было для души, для жизни?
- Я хочу собрать деньги и построить ресторан с доступными ценами, в котором была бы экологически чистая еда, очень вкусная кухня. Первый же инвестор, к которому я обратилась, мне сказал: "Если закупить по сегодняшним ценам, мы не окупим это никогда".
- Кто вы по профессии?
- По образованию - инженер-конструктор. А последние 12 лет занимаюсь бизнесом, детальнее - финансовыми консультациями. Создаю проекты, год-два их делаю, а потом продаю. Достаточно редкий вид бизнеса в России.
- Ира, какой помощи вы ждете от своего мужа?
- Эмоциональной поддержки. Когда я прихожу "вся зеленая", муж занимается тем, что просто вздыхает, не уговаривает, не жалеет. Рассказывает, как я смогу победить на выборах, придумывает новые технологии моей победы. Это огромная поддержка. Я создаю кучу новых идей, он это подхватывает и придумывает технологию.