Вперед, в прошлое!
Я ТОЛЬКО что вернулась из социализма. Кажется, ничего в Минске не изменилось кардинально: такие же чистые улицы, тот же неторопливый ритм жизни. Но почему-то стало меньше машин на улицах, длиннее строй такси, а люди бледнее и сумрачнее.
- На такси никто не ездит, а машины на приколе до весны, - объяснил водитель Саша. - Люди хоть немного на бензин накопят, чтобы на участок ездить. На ваши деньги 1 литр 95-го десятку стоит. Не каждому по карману.
Так начинается дорога в социализм. Почти пустые полки магазинов напоминают 91-й год. Разговоры в них - тоже.
- Я сегодня утром пораньше очередь заняла - сосисок смогла купить, - радостно сообщает одна женщина.
С трудом верится, что такое возможно. Однако даже в центральных магазинах белорусской столицы нет выбора продуктов, к которому россияне, например, уже привыкли. У нас риса или там гречки видов пять на полках лежит. Здесь - один. Цены на них практически московские. Чтобы нам было понятно, давайте переведем жизнь белоруса в доллары.
Итак, средняя зарплата - около 45 долл., квартплата и коммунальные услуги очень низкие - за среднюю 2-комнатную квартиру они составляют 2-3 долл. в месяц. Для пенсионеров, многодетных и других категорий существует множество льгот. Очень дешевый общественный транспорт - где-то 1,5 долл. в месяц стоит проездной, но старые автобусы и троллейбусы, а также вагоны метро в час пик берутся штурмом.
Тяжелее всех, несмотря на многочисленные льготы, пенсионерам. Средняя пенсия за декабрь 1999 г. - 15 долл. Даже по официальным данным, средний бюджет прожиточного минимума для работающего человека, т. е. потребительская корзина, в Беларуси составляет
37,5 долл., минимальный прожиточный бюджет для пенсионера - 24 долл. Но где взять те 9 долл., до которого он недотягивает, почему-то не говорят. Народ и выкручивается.
"Беларбайтеры"
МОЯ знакомая пенсионерка, бывший редактор издательства, живет на то, что сдает свою хорошую квартиру в центре, а сама снимает крохотную однокомнатную на окраине. Еще одна знакомая, преподаватель крупного вуза, собирается в США хотя бы на полгода - подзаработать.
От "челноков", которым сегодня выключили "зеленый свет", до эстрадных звезд - все стали "беларбайтерами". Официальных безработных в Беларуси около 100 тыс., но на каждого зарегистрированного приходится 3-4 незарегистрированных, так как пособие составляет меньше 3 долл. Зарплату и пенсии выплачивают вовремя. Только как прожить на этот мизер, как детей поднять, стариков прокормить? Вот и едут в Россию, чаще всего в Москву, да еще в Турцию, Грецию, если повезет. Не все возвращаются.
Может, хватит о простых людях? Не умирают же! Ну болеют, ну почти у всех анемия от нехватки витаминов, ну щитовидная железа у многих не в порядке от последствий Чернобыля, но нищих-то на улицах нет - запрещено побираться. Зато буржуев почти всех извели, кого декретами и указами, кто сам от местных законов убежал. "Кока-кола", например, или "Сони".
Где реформаторы?
- У НАС нет даже своих денег, те, что мы имеем, - это расчетные билеты Национального банка, - рассказывает Александр Соснов, бывший министр труда в правительстве М. Чигиря (над которым сегодня идет судебный процесс). - До прихода к власти Лукашенко уровень зарплаты в Беларуси был очень низким - 20-25 долл. На волне повышения жизненного уровня Лукашенко и пришел к власти. Чигирь стал премьер-министром. Зарплата уверенно стала расти, в 1996 г. составила 100 долл. Когда Чигиря сняли, она стала падать, но медленно. Российский кризис 1998 г. очень отразился на нашей экономике, ибо мы тесно связаны.
- Спасти Беларусь могут только реформы, - говорит профессор Олег Манаев. - В начале 90-х годов страна была к этому готова, однако наш президент считает, что реформы нужны лишь небольшой кучке оппозиционеров, а народ поддерживает существующий порядок. Таким образом, многие сторонники Лукашенко перешли в оппозицию.
Виктор Гончар, Александр Федута, Анатолий Лебедько, Станислав Богданкевич, Юрий Захаренко, Михаил Чигирь, Александр Соснов и многие другие из друзей и соратников президента перешли в стан врагов. А врагам пощады нет. Судят Чигиря, уже получил срок бывший министр сельского хозяйства Василий Леонов, пропали первый заместитель председателя Верховного Совета Виктор Гончар и министр внутренних дел Юрий Захаренко... Не один год находилась в тюрьме, а потом под домашним арестом бывший председатель правления Национального банка, активный член команды президента Тамара Винникова. Сейчас она в Англии. Как ей удалось бежать? Говорят, что не обошлось без помощи соратников президента - бывших и настоящих, о которых Винникова, распоряжавшаяся кредитами, распределявшая валюту по низкому курсу, может много рассказать. А может, тут что-то другое. Детектив, одним словом.
- Мы хотим жить в демократическом обществе, - говорит председатель объединенной гражданской партии Станислав Богданкевич. - У нас же президент своим указом изменяет бюджет, разгоняет парламент, меняет Конституцию. Знаете ли вы, что у нас есть второй бюджет - личный президентский. Согласно его указу можно без суда закрывать фирмы, "наносящие урон" государству, и имущество переводить в специальный фонд, т. е. национализировать. Из него Александр Григорьевич дает деньги на строительство Дворца республики, дарит автомобили передовым комбайнерам и т. д.
Президент в интерьере
КАК хотелось бы получить ответ на многие вопросы лично от президента Беларуси. Кстати, мы просили об интервью, послали даже свои вопросы, но ответа не получили. Не захотел Александр Григорьевич и прийти на пресс-конференцию в агентство "Аргументы и факты - Новости", куда мы его неоднократно приглашали. А может, и не знает об этих приглашениях, как, наверное, и о многом другом, происходящем в Беларуси.
Вот только маленький пример с нашей газетой. Уже несколько лет наши подписчики в Беларуси получают "АиФ" практически бесплатно: бумага поступает из России за российские рубли, до недавнего времени мы даже печатали газету в Москве, да и сейчас деньги подписчиков получить не можем, так как практически нет конвертации. Хотя "АиФ" живет только на свои деньги и нам дорог каждый рубль. Но мы идем на это, так как мы уважаем читателей Беларуси, и тираж "АиФ" в республике значительно превышает тиражи других российских изданий.
Точно так же наверняка скрывают от президента и то, что крупные иностранные компании уходят с белорусского рынка. Никто не хочет вкладывать деньги в развалившуюся экономику страны, где законов нет, а есть указы и декреты, меняющиеся чуть ли не ежедневно.
К Лукашенко в Беларуси, как выяснилось, относятся неоднозначно.
Деятели искусства актер Ростислав Янковский, композиторы Эдуард Ханок и Игорь Лученок, например, считают, что президент всемерно поддерживает творческую интеллигенцию.
Известные спортсмены (в том числе чемпионы мира и Олимпийских игр) говорят, что Александр Лукашенко огромное значение уделяет популяризации спорта, создает все условия для достижения лучших результатов. На днях была открыта Олимпийская деревня, где самые знаменитые спортсмены получили бесплатные квартиры.
Вот еще несколько мнений:
Илья Клебанов, вице-премьер Российской Федерации:
- Белоруссия является стратегически важным партнером для предприятий военно-промышленного комплекса России. За годы независимости Белоруссия не утратила своих оборонных предприятий.
Валентин Сукало, председатель Верховного суда Беларуси:
- Во всем мире признано, что белорусские судьи отличаются честностью и неподкупностью. У нас судьи выбираются пожизненно, и считают большой честью получить пожизненный статус.
Павел Бородин, ответственный секретарь Союза Беларуси и России:
- У нас с Александром Лукашенко полное взаимопонимание. Беларусь - уникальная страна: она полностью обеспечена продовольствием. Беларусь и Россия обречены жить вместе.
Опрос общественного мнения, однако, настораживает, если не сказать пугает. Так, по последним данным независимого Института социально-экономических и политических исследований, в белорусском обществе резко возросла социальная напряженность. Если перевести абстрактные проценты в реальное количество людей, то оказывается, что в митингах, демонстрациях и пикетах готовы участвовать свыше 800 тыс. человек, в забастовках - 600 тыс.
- Надо менять курс, - говорит Станислав Богданкевич. - Тем более экономический прогноз неутешителен. В прошлом году инфляция составляла более 300%, прогноз на текущий год - 200%. Народ нищает. А голодный человек опасен.