Примерное время чтения: 5 минут
426

Кровавая пена

В НОЧЬ с 9 на 10 января в Санкт-Петербурге в собственной квартире по адресу Английский проспект, 26, был убит директор по финансам и экономике пивоваренной компании "Балтика" Илья Вайсман. Киллер сработал профессионально.

ВСЕ без исключения знавшие погибшего отзываются о нем как о большом трудяге, умнице, сильном специалисте и неконфликтном человеке. Сторонней коммерческой деятельностью Вайсман не занимался, работал исключительно на свою компанию. Поэтому логично предположить, что расправа с финансовым директором вызвана его основной деятельностью либо деятельностью фирмы в целом.

ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" - один из самых удачных коммерческих проектов, реализованных на постсоветском пространстве. Только в 1999 г. она реализовала почти 65 млн. декалитров пива, контрольный пакет принадлежит совместной шведско-финской компании Bаltic Beverages Holding AB.

Возглавляемая бизнесменом Таймуразом Боллоевым, компания в короткий срок стала основным наполнителем бюджета Санкт-Петербурга. При этом просроченных задолженностей ни по кредитам, ни по налогам не имела, стараясь вести финансовые дела с максимальной корректностью и скрупулезностью.

И все же, несмотря на, казалось бы, чуть ли не стерильное ведение бизнеса, ОАО "Балтика" оказалось в эпицентре такого происшествия. Почему?

У следствия много версий причин расправы с Вайсманом. Прорабатывается даже обыкновенная "бытовуха". Однако большинство сторонних наблюдателей, да и многие на самом пивоваренном заводе склонны считать, что финдиректор получил пулю за успешную деятельность компании в других регионах России.

Питерский "агрессор"

ПОЯВЛЕНИЕ "Балтики" не всегда встречалось дружественно. Питерцы проводили агрессивную, коммерчески сильно выверенную политику по расширению рынка сбыта своей продукции. "Балтика" имела представительство в столице, а также по крайней мере в десятке регионов, отнимая большой кусок пирога у местных пивоваров.

Совсем недавно Европейский банк реконструкции и развития открыл ей солидную, по российским меркам, кредитную линию в размере 40 млн. долларов США. Деньги предназначались для реконструкции пивоваренных заводов в Ростове-на-Дону и Туле, контрольные пакеты акций которых - соответственно 82% и 51% - сегодня принадлежат "Балтике". Причем завод "Тульское пиво" питерцами был приобретен совсем недавно - в ноябре прошлого года, то есть за два месяца до гибели Вайсмана, который курировал именно вопросы, связанные с покупкой и развитием филиалов. Ясно, что, приобретая обанкротившееся предприятие, новый владелец хотел бы видеть у руководства новую команду, составленную из своих людей. Региональные элиты, местные криминальные группировки в результате лишались контроля над предприятием, огромных прибылей и источников обогащения. Заволновались и руководители пивзаводов из соседних областей. В случае налаживания работы завода в той же Туле (а "Балтика" доказала, что это она умеет) на местных рынках пришлось бы сильно потесниться пивоварам и стоящим за ними всевозможным заинтересованным людям из Курска, Орла, Ярославля, Белгорода...

"Убийца" Кириенко

ОДНАКО нельзя сбрасывать со счетов и другой острейший конфликт. Возник он в результате объявления в августе 1998 года дефолта молодым премьером С. Кириенко.

При всех минусах дефолт дал огромный толчок и шанс для развития отечественного

производства, и прежде всего пищевой индустрии.

Хозяйничавшие на российском рынке зарубежные пивоваренные компании стали стремительно утрачивать свои позиции. Взлетевший более чем в 4 раза курс доллара сделал их продукцию очень дорогой и потому неконкурентоспособной. Вместе с иностранными компаниями-производителями огромные убытки стали терпеть и другие активные участники пивного рынка - отечественные дилеры, специализировавшиеся на поставках зарубежного продукта в Россию.

Разумеется, просто так от баснословных прибылей никто отказываться не собирался. Были предприняты беспрецедентные меры по повышению цен на отечественное пиво до цен импортной продукции.

Для этих целей заинтересованные компании выделили миллионы долларов, чтобы пролоббировать через депутатов Госдумы и некоторых членов правительства решение о включении пива в список алкогольных напитков, что позволило бы значительно повысить акцизы (а значит, и цены) на отечественный продукт.

Российские пивовары встали на дыбы. С огромным трудом им удалось отбить эту атаку. Надо ли говорить, что крупнейшая пивоваренная компания "Балтика" не осталась в стороне от бизнес-схватки, причем вопросами акцизов в ней занимался убитый Вайсман...

Что дальше?

УБИЙСТВО Ильи Вайсмана очередной раз показало, что в России уже давно настало время "беспредельщиков" как в политике и в криминале, так и в бизнесе.

Когда мы официально обратились за комментарием к силовым ведомствам, ответом нам было официальное молчание. Зато в неофициальной обстановке один областной генерал сказал нам: "Что здесь комментировать? И так все ясно. Любое заказное убийство спускается на тормозах только потому, что за него заплачены большие деньги. Очень большие. Все эти киллеры у нас на виду. Согласитесь, убить человека, это не муху прихлопнуть. Нужна хоть какая-то подготовка. А если подготовку проводят хотя бы двое, значит про это известно и третьему. Следовательно, есть за что зацепиться. Беда только в одном: поймаешь какого-нибудь отморозка, а вечером звонят и требуют его отпустить. Мне как старому волкодаву обидно. Мое дело всем этим... житья не давать. Постоянно за жопу их покусывать, чтобы жизнь спокойной не казалась. Только толку от этого пока мало. Вот сейчас сидим все и с надеждой ждем 26 марта. Может, что-то изменится. Хотелось бы в это верить".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно