Примерное время чтения: 5 минут
117

"РУССКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ" ПРОЯВИЛА "СЕЙСМОСТОЙКОСТЬ". ЖЕРТВ И РАЗРУШЕНИЙ НЕТ (28.02.1995)

НАШ финансовый рынок подвержен столь частым толчкам и колебаниям, что сообщения об очередных жертвах и разрушениях уже не вызывают былого душевного трепета. Десятками лопаются банки, тресты, трасты и прочие финансовые постройки. Причем независимо от конструкции, то бишь их организационно-правовой формы. Сегодня в России 24 миллиона пострадавших вкладчиков. Втрое больше -70 миллионов - ограблены Сбербанком, а еще 130 миллионов оказались владельцами не стоящих ни гроша акций и билетов. Эти устрашающие цифры обнародовали организаторы новой политической партии - партии обманутых граждан, доверившихся недобросовестным компаниям. Однако полку вкладчиков не убывает: волков бояться - за дивидендами не ходить...

МЫ ВЫБИРАЕМ, НАС ВЫБИРАЮТ...

БЕДА в том, что добросовестность той или иной компании "на глаз" практически не определить. Пытаться связать вероятность крушения фирмы с величиной выплачиваемого ею процента, оказывается, тоже безнадежно - эксперты утверждают, что явной взаимосвязи нет. Фирмы, выплачивающие "криминально" большой процент и скромный "банковский", прекращают свою деятельность примерно с одинаковой вероятностью. Зато можно смело утверждать, что фирмы, просуществовавшие больше года, демонстрируют куда большую устойчивость, чем "младенцы".

"Бывалые" советуют: выяснив, сколько времени фирма работает с частными вкладами, следует обратить внимание на ее взаимоотношения с властями. Тут начинается самое сложное для понимания. Разные ветви власти в зависимости от текущего момента делают самые разные заявления. Поэтому лучше ориентироваться на го, стремится ли сама компания к законопослушанию.

На принятый недавно Указ Президента "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг" сочли нужным прореагировать лишь единицы компаний, привлекающих деньги населения. Две из этих единиц получили временные разрешения от Федеральной комиссии при правительстве - "Русская Недвижимость" и "РДС". Десятки же других предпочли тихой сапой продолжать свое дело и надеяться, что Федеральная комиссия, которой поручен за ними надзор, "долго едет, скоро ли будет". И не без оснований. Законодательная база для финансовых компаний так и не подготовлена, механизм лицензирования не разработан и вообще многое остается непонятным. Но то, что хорошо для любителей половить рыбку в мутной воде, неприемлемо для серьезных фирм. Потому-то "Русская Недвижимость" и продолжает тоннами возить документы в Москву, стараясь пробудить заинтересованность сановников. Надо заметить, вполне успешно.

ВСЯКОЙ ТВАРИ ПО ПАРЕ?

ДЛЯ окончательного признания "Русской Недвижимости" есть все основания. Во-первых, это "беспризорное" дитя рыночной экономики, в рекордные сроки набрав веса и ума, завоевало симпатии российской публики "от Москвы до самых до окраин". А миллионы вкладчиков - это серьезная поддержка.

Во-вторых, компания, работающая с частными вкладами населения уже около двух лет, не посадила на свою манишку ни одного пятна - обязательства перед вкладчиками всегда выполнялись безукоризненно. Даже во времена массовой паники, вызванной крахом известных фирм, двери всех агентств "РН" были неизменно открыты и деньги, пусть в очередь, но выдавались. Компания предпочитала понести потери, изъяв их из оборота, нежели подмочить свою репутацию.

В-третьих, концерн привлеченные денежные средства активно инвестирует в производство. Об отдельных предприятиях концерна не раз рассказывала центральная пресса, в том числе и наша газета. Всего же в структуру "Русской Недвижимости" входят 34 реально действующих предприятия. Одни из них специализируются на операциях с жилым и нежилым фондом, другая группа предприятий ориентирована на массовый спрос и характеризуется быстрым оборотом капитала. Помимо строительных и транспортных, есть предприятия связи, культуры и шоу-бизнеса. Необычайно рентабельным обещает быть венчурный проект по производству холестерина.

Сегодня уже ясно, что не кредиты международных организаций, а именно частные деньги могут оказать сколь- нибудь значительное воздействие на российскую экономику. Поэтому странно было бы отказываться от сотрудничества с тем, кто умеет их привлечь и с толком использовать. Неслучайно в своем интервью агентству ИМА-пресс министр экономики РФ Евгений Ясин подтвердил, что государство заинтересовано в деятельности таких компаний, как "Русская Недвижимость", и готово содействовать им: "Вот на таких началах -инвестиции в важные для государства объекты плюс надежность для вкладчика - мы готовы поддерживать такие компании. Мы считаем, что они в инфраструктуре финансового рынка совершенно необходимы".

Последняя часть цитаты, на мой взгляд, особенно важна. Действительно, без многообразия финансовых институтов трудно представить себе развитую рыночную экономику. Так же, как трудно было бы вообразить мир после потопа, не соберись на библейском ковчеге "всякой твари по паре". Однообразие - враг всякого развития.

НА РОЛЬ МАВРА ПРЕТЕНДЕНТОВ НЕТ

ИТАК, судьба серьезных финансовых компаний опасений не вызывает. Не ясны лишь детали. Срок временных разрешений от Федеральной комиссии истек, новые не предусмотрены, лицензии не разработаны. Так что же будет? Аналитики и независимые эксперты строят на сей счет свои догадки. Эксперты "Коммерсанта", в частности, предложили такое "чисто интуитивное соображение в пользу выживания "Русской Недвижимости": правительству вообще, и Федеральной комиссии по ценным бумагам в особенности, едва ли улыбается роль душителя пусть вовсе не безупречных, но полюбившихся широкой публике компаний. Скорее всего, будут раз за разом находиться компромиссы, позволяющие "РН" за счет постепенного отказа от самых ненавистных комиссии нарушений оставаться в живых". Другим представляется возможным полный переход финансовых компаний на новые организационно-правовые рельсы. В любом случае, предстоит жесткое "просеивание" финансовых компаний. Зато оставшиеся останутся надолго.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно