УЗНАВ об этом ЧП, мы попытались связаться с Санкт-Петербургом, с руководством конструкторского бюро, которое разрабатывало этот тип подлодок. Но оказалось, что все специалисты сейчас находятся на Северном флоте и уже на месте пытаются разобраться с причинами трагедии.
Руководители Главного штаба ВМФ РФ от комментариев отказались, сославшись на то, что пока не знают истинных причин аварии.
СЕГОДНЯ практически все информационные издания высказывают свои версии случившегося. Пока действенных - пять. Но и они все под вопросом. Несколько офицеров ВМФ согласились прокомментировать возможные версии, попросив не называть их имена.
Версия первая - затопление через ракетные шахты, по мнению самих военных моряков, не выдерживает никакой критики.
Эта подводная лодка оборудована самыми современными средствами вооружения и уже не раз успешно выполняла боевые пуски.
Даже если предположить, что подобное могло произойти, то субмарина не смогла бы "черпануть" столько забортной воды, чтобы не подняться на поверхность.
Версия вторая - столкновение с подводной скалой - также не может быть принята за основную. Как поясняют военные моряки, в районе подобных учений все дно изучено практически до малюсеньких камней. И пропустить подводную скалу в районе учений просто невозможно. Иное дело - движение подводной лодки в незнакомом море, там исключить ничего нельзя.
Версия третья - столкновение с иностранной подводной лодкой. С этой версией можно было бы согласиться, если бы сразу после аварии специалисты обнаружили фрагменты затонувшей "чужой" подлодки. По мнению самих подводников, после подобной аварии с "Курском" шансы другой субмарины на выживание практически равны нулю. А раз так, то она должна была затонуть где-то поблизости. Но о таких находках сообщений нет.
Версия четвертая - поражение АПЛ "Курск" противолодочными ракетами надводных кораблей Северного флота - пока кажется на сегодняшний день единственной убедительной.
Находясь в районе учений, подлодка могла попасть под подобный обстрел. Тогда вполне оправданно и молчание военного ведомства. Внезапность поражения подлодки объясняет и тот факт, что никто из членов экипажа не сумел выбросить на поверхность радиобуй.
Версия пятая - взрыв в подлодке -официально опровергается. Об этом заявил руководитель пресс-центра ВМФ.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
МНОГОЦЕЛЕВАЯ атомная подводная лодка, "убийца авианосцев".
Проект N 49-А "Антей", по классификации НАТО - "Оскар-2".
Разработана в 1980-е гг. в Центральном конструкторском бюро морской техники "Рубин".
Построена в Северодвинске, спущена на воду в 1994 г.
Встала на боевое дежурство в 1995 г.
Приписана к военно-морской базе Ведяево.
Водоизмещение 23 860 тонн. Длина 154 м, ширина 18,2 м.
Экипаж 107 человек, в том числе 52 офицера.
Скорость в надводном положении - 30 узлов (около 60 км/ч), в подводном - 28 узлов.
Максимальная глубина погружения - 500 м.
2 ядерных реактора ОК-650Б. Две паровые турбины мощностью 90 000 л. с. каждая.
2 семилопастных "бесшумных" винта. 2 перископа.
ВООРУЖЕНИЕ: 24 крылатые ракеты П-700 "Гранит", 4 торпедных аппарата калибра 533 мм, 2 глубинные бомбы калибра 650 мм.
Лодка может находиться до 120 дней в автономном плавании.