Примерное время чтения: 7 минут
87

Храм всея Москвы

НАША СПРАВКА

Храм рассчитан на 10 тыс. человек, не считая служителей церкви. Его высота 103,48 м, толщина стен 3,2 м, площадь росписи 22 тыс. м2, площадь пола 4 тыс. м2. Высота иконостаса 27 м. Осветительных приборов (бра, люстр, паникадил, лампад и т. д.) в храме 30 видов и 2 тыс. единиц. Гореть одновременно может 3,1 тыс. свечей.

С 19 АВГУСТА в храм Христа Спасителя, официально признанный Патриархом Московским и всея Руси, мэром Москвы и некоторыми нашими читателями (их мнения читайте ниже) народным достоянием, все желающие смогут попасть бесплатно. Я подчеркиваю - плата за вход не понадобится не только в Нижнюю Преображенскую церковь, сооруженную в память о находившемся на месте храма женском монастыре (туда давно пускают бесплатно), но и в Верхнюю Преображенскую церковь, которая, собственно, и является историческим храмом Христа Спасителя.

НОВЫЙ храм построили за 5 лет, тогда как, чтобы вдохнуть жизнь в предшественника, понадобилось долгих 43 года. Это действительно рекордные сроки и с точки зрения строительства, и с точки зрения сбора денег на такой крупный и непростой во всех отношениях проект. Как красиво построено, мы видим, но сколько денег израсходовано, нам сообщить не спешат: светские и тем более церковные власти всячески избегают разговоров на эту тему. Главный архитектор храма Михаил Посохин считает, что "время еще не настало подсчитывать деньги: не за все работы в храме уплачено". Епископ Орехово-Зуевский Алексий, руководитель комиссии по художественному убранству, и вовсе полагает, что "не богоугодное дело - подсматривать, кто сколько денег подарил". Ведь общеизвестно, что храм строился на народные пожертвования. Но читатели продолжают настаивать, и мы можем хотя бы отчасти удовлетворить их любопытство. Столичный бюджет профинансировал создание храмовой инфраструктуры. Под это определение подпали знаменитые подземные трехуровневые гаражи почти на 300 машин и благоустройство территории вокруг храма. Остальное действительно сделано на пожертвования. (Имена особо крупных жертвователей, как по статусу, так и по переведенным денежным суммам, украшают позолоченные доски, развешанные в Нижнем храме. Подарившим 100-200 руб. выдавали свидетельства о пожертвовании.) По неофициальным данным, за годы строительства храма было собрано и потрачено 500-600 млн. долл. Для сравнения: обрушение и разбор храма обошлись советской власти в 29 990 руб.

Храм поражает великолепием. (Особенно зал церковных соборов, освященный Патриархом отдельно от общего освящения храма 19 августа. Там звездное небо и 4 "райских сада" с живыми растениями, фонтанами и животными.) Такое бывает, когда из-за приоткрытой двери с виду обычного гостиничного номера видишь президентские апартаменты и понимаешь, что их неживая роскошь предназначена для избранных. Когда в 1994 году было принято решение воссоздавать храм, общественный совет, в который входили и входят до сих пор Патриарх Московский и всея Руси и мэр Москвы, обратился к населению с призывом "принести к храму то, что каждый может, хоть пылинку". Пылинок набралось на целый музей. Но не на храм. В храме все новое - свежепокрашенное, свежеотлитое, свеженаписанное. Может быть, поэтому связи времен пока не чувствуется. Вы же не станете спорить, что мощи Святого Пантелеимона, которые привозили недавно из Нового Афона, не собрали бы столько паломников, если бы были сделаны, например, как настоящие, но из пластика... Справедливости ради стоит сказать, что кое-что из старого храма в новом есть - фрагменты иконостаса, например. Долгое время считалось, что сам иконостас либо в Ватикане, либо в семье бывшего президента США Рузвельта. А на самом деле некоторые его детали хранились в подвале Государственного геологического музея им. В. И. Вернадского. Также в храм вернули доски с именами героев войны 1812 года, собственно, в их честь и был построен старый храм. Но находятся они в заалтарной части, и увидеть их, например, женщине не представляется никакой возможности. Ведь, согласно канонам Православной церкви, женщинам путь в заалтарье заказан. Говорят, что к именам героев войны прибавлено еще несколько имен, среди них - главного архитектора храма Михаила Посохина и главного художника храма Зураба Церетели...

Художественное убранство храма заслуживает отдельного внимания. Все конкурсы на создание предметов интерьера выиграли мастера Российской академии художеств, которую возглавляет главный художник. Сам Зураб Церетели победил в ряде конкурсов. Им сделаны 6 крестов, 12 врат, основная часть росписей, большие люстры и многое другое. Из много другого хочется особенно выделить фонари, освещающие прихрамовую территорию. Так вот, они в точности повторяют фонари на Поклонной горе и на Манежной площади. Кто-то говорит, что Церетели просчитался и отлил для горы больше, чем нужно, и, чтобы добро не пропадало, за отдельную плату "подарил" городу. Кто-то называет фонари новой концепцией городского освещения присутственных, общественно значимых мест.

В ожидании 19 августа - престольного праздника Верхнего храма, прошел Большой Архиерейский Собор Русской православной церкви. На нем было принято решение канонизировать последнего русского царя Николая II и членов его семьи. К слову сказать, его изображения, а также изображения других российских царей, украшают наряду с райскими садами зал церковных соборов, и этот факт называют неслучайным. Когда принималось решение хоронить останки царской семьи в Петербурге, в кругах, близких к московскому правительству, ходили слухи, что это обидело власти. Им хотелось, чтобы захоронение состоялось в храме Христа Спасителя и придало таким образом храму статус главного собора страны. Кроме иерархов Русской православной церкви и столичных властей, храм пока никто не назвал народным достоянием и главным собором страны тоже не признал. Ожидается, что федеральные власти сделают это на официальном открытии. Пока же храм Христа Спасителя - главная достопримечательность столицы.

МНЕНИЯ читателей о храме Христа Спасителя, высказанные ими на нашем сайте www.aif.ru

МИХАИЛ:

- Вот уж поистине антихристианское, но вполне волюнтаристское решение - восстановить этот храм. В Москве, видимо, очень мало церквей. В то жуткое время, когда бедствуют детские дома, по улицам кочуют толпы беспризорных детей, хватило денег построить эту дорогую потемкинскую деревню в угоду церкви. Если бы это было сделано на деньги самой русской церкви, то с трудом, но это можно было бы понять. Сумасшедший дом в головах руководителей, разбрасывающих и так недостающие на социальные проекты деньги! Зато в столице прибавилось куполов. А в результате как в пословице: "На брюхе шелк, а в брюхе - щелк".

НАТАША:

- А мне храм нравится. Какой же он красивый и благополучный! Меня не касается, откуда на него пошли деньги. На такую красоту никаких денег не жалко.

MОЛИ:

- Следует признать, что храм - религиозное сооружение с некоторыми патриотическими оттенками. Но отчего такое происшествие, как постройка сооружения религиозного культа, носит столь мощный государственный намек? Наверное, желание патриотов духовно соединить страну через православие. Если ты россиянин, то вот тебе символ вместо погибшей КПСС. Не думаю, что такой подход сколь-нибудь оправдан. А то, какой молитвенный дом строить, должна решать не страна и не город, а прихожане. Будь то костел, синагога, мечеть или церковь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно