Примерное время чтения: 4 минуты
96

ХХС: строительство продолжается

ПРОГУЛКА в Донском монастыре напомнила мне про храм Христа Спасителя. В этом году у него юбилей. 10 лет назад была одобрена градостроительная концепция его воссоздания, которая предусматривала "восстановление храма в соответствии с сохранившимися чертежами и фотообмерными материалами по проекту К. Тона и С. Дмитриева на его историческом месте". В концепции также было написано, что для воссоздания храма нужно "найти и использовать все то, что еще уцелело после взрыва и варварского расхищения". Среди прочего уцелели горельефы, но они... до сих пор в Донском монастыре.

ХРАМ Христа Спасителя был построен в рекордные сроки: от первого упоминания о необходимости воссоздания до сдачи его народу прошло 7 лет. Никто не думал, что это вообще возможно. Чтобы вдохнуть жизнь в предшественника, в ХIХ веке понадобились долгие 43 года. Это действительно рекордные сроки и с точки зрения строительства, и с точки зрения сбора денег на такой крупный и непростой во всех отношениях проект. Поэтому мало кто обращал внимание на мелкие огрехи. В 1996 г. золотили купола к президентским выборам, позже они потускнели "из-за несоблюдения технологий". В 1999 г. храм сдавали к выборам мэра: перепутали фигуры святых на горельефах над вратами. И все время строительства много спорили о том, каким быть храму: воссозданным или вновь построенным. Понятно, что у прихожан первого ХХС не было нужды в "подземном гараже на 340 машиномест, помещениях для автосистемы радиотрансляции, информационно-туристического бюро" и т. д. Поэтому претензии были в основном к внешнему виду и убранству.

В конце 1999 г. я писала: "Как получилось, что круглые панно (из пластика, стоившие на 5% дешевле мраморных по проекту) уже потеряли цвет, форму и потрескались? Почему сохранившиеся в Донском монастыре горельефы старого храма оказались не готовыми занять свое место на храме новом?" Тогда Зураб Церетели объяснил, что пластиковые панно заменят на бронзовые (они ждут своего часа в мастерской художника). И не потому, что они потрескались, а потому, что так было задумано. Панно украшали строящийся храм, но вот уже 4,5 года, как храм построен... а пластиковые панно все еще его украшают. С горельефами сложнее. У К. Тона они были из мрамора (как и панно). Тот факт, что на новом храме они из бронзы, объяснили пожеланиями... К. Тона. У него, мол, в свое время денег не хватило. А о горельефах в Донском монастыре тогда же говорили, что трогать их нельзя, они не готовы к переезду. (Перед переездом им прописана реставрация.) Когда будут готовы, тогда и займут свое место.

Горельефы все еще в монастыре. Там говорят: реставрация дорого стоит. Денег взять неоткуда. Может быть, и так. Но на храм в общей сложности потратили 200 млн. долл., не считая бюджетных на создание храмовой инфраструктуры. Именно столько за 7 лет пожертвовали 3 млн. российских граждан, 15 тыс. соотечественников из 18 стран и более 80 тыс. предприятий. (По неофициальным данным, за годы строительства храма было собрано и потрачено около 600 млн. долл. И еще 500 млн. руб. на "отделочные работы, оборудование и утварь", выделенные из бюджета в 2001 г.) И освоение средств продолжается до сих пор: полным ходом идет строительство пешеходного моста. Мост дотянется до Золотого острова, зоны туризма и рекреации, создаваемой напротив Кремля. И с него начнется реконструкция всего пространства между Москвой-рекой и Водоотводным каналом до Балчуга. Стоимость окончания работ... еще 400 млн. руб.

Храм, по общему мнению уважаемых людей, которые наблюдали за его строительством и наблюдают до сих пор, полностью соответствует своему предшественнику, взорванному в 1931 г. А когда достроят пешеходный мост, будет даже еще лучше. Только вот на реставрацию горельефов, хранящихся в монастыре, средств нет. И про панно из пластика все забыли...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно