ЕСЛИ Б я, товарищи веб-дизайнеры, диск-жокеи, клипмейкеры и другие ответственные за облик современного мира товарищи, могла прочитать для вас лекцию в большом лектории Политехнического музея, то, встав на трибуну в синем крепдешиновом костюме образца 60-х гг., я откашлялась и сказала бы так:
"НАЧНЕМ с того, что плакат и фотография - два безусловных лидера нынешнего художественного сезона. Зададим себе этот болезненный, но необходимый каждому вопрос: а, собственно, почему? Ответ на него непрост. Однако придется нам с вами поразмышлять и на эту тему". Вслед за чем я отхлебнула бы глоток услужливо приготовленной для лектора воды "Буратино" и продолжила бы так: "Размышляя над этой сложнейшей проблемой, мы неизбежно придем к выводу о том, что и в случае фотографии, и в случае, когда разговор идет о плакате, мы имеем дело с праремеслами, лежащими в основании искусства будущего: искусства клипа, лежащего в основе всех идей современной рекламы, от телевизионных роликов до веб-сайтов". В этом месте, набрав необъятное количество воздуха в почти необъятную грудь, я бы громко возгласила: "Словно советские люди из гоголевской шинели, вышла реклама из плаката и фотографии 20-х годов. Вот потому-то, дорогие товарищи веб-дизы, диджеи и пр. и др., вам так необходимо хоть на пять минут заглянуть на выставку плаката в галерею "Дом Нащокина".
Что же, собственно, там за плакаты? А такие там, собственно, плакаты, что трудно будет вам потом, товарищи, без смеха проезжать мимо афиш кинотеатров "Ударник" и прочих московских кинотеатров, рекламирующих текущий репертуар с помощью плохо отсканированных с программки лиц героев будущего фильма. Плакаты братьев Стенберг - это, товарищи, шедевры, рекламирующие шедевры Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Д. Гриффита, Ф. Ланга и других отцов-основателей. Это не банальная кинореклама, акцентирующая внимание лишь на сюжете, - это оригинальный образ, в котором отражены замысел режиссера, драматургия фильма и его жанр".
В этот момент я снова глотну чуток "Буратино", ибо увижу, что глаза моих крайне современных слушателей уже начали закрываться. Далее продолжу так: "Между прочим, дорогие товарищи, - продолжу я, - братья Стенберг были очень талантливые братья. Они не только кино занимались - они к спектаклям Таирова декорации делали, и с Мейерхольдом работали, и книжной графикой занимались, и Планетарий строили, и ЦПКиО..."
Далее, неизбежно обнаружив, что слушателей ничего из сказанного не воодушевляет, я неожиданно громко возглашу (скороговоркой): "Четкая-композиция-плакатов-братьев-Стенберг-строится-на-вызывающе-контрастных-сопоставлениях-объемов-и-плоскостей-переплавляя-выразительные-средства-нового-киноязыка-как-то-монтаж-кадров-ракурс-прямую-и-обратную перспективу-крупноплановое выделение (тут в зале наверняка раздастся смех) братья-Стенберг-мгновенно-увеличивают-силу-и-остроту-кинообраза".
Увы, к этому моменту зал, конечно, уже будет спать... "Оглянись, торопливый прохожий! - отчаянно вскрикну я, пробуждая аудиторию. - Мне твой взгляд утомленный знаком. Будь, как вы, я немного моложе, я бы к братьям бежала бегом!"
Усталые лица слушателей приподнимутся над старыми скамьями знаменитого зала в Политехе. "Теть, тебе чего?" - спросит один, который в кепке, с бутылкой пива в руке. "Да мне б уговорить вас на плакат сходить посмотреть", - скажу я, опуская ногу с кафедры. "Как не фига делать, - приветливо ответит мне Пепси-юноша, протягивая бутылку пива. - Адресок кинь!"
Кидаю: галерея "Дом Нащокина". Адрес: Воротниковский переулок, дом 12.