ВО ВРЕМЕНА первой чеченской войны некоторые политики остро критиковали (нередко вопреки фактам) "жесткую" линию Сергея ШАХРАЯ по урегулированию чеченского кризиса. А дудаевские террористы четырежды приговаривали его к смерти. Теперь то, в чем некогда обвиняли экс-вице-премьера, делает в Чечне федеральная власть. Делает более жестко и бескомпромиссно.
Безусловно, чеченская проблема будет решена. Но весь вопрос в том, как и когда? Вариант Ольстера для России неприемлем. Поэтому план Шахрая заслуживает пристального внимания.
В НАЧАЛЕ 90-х годов Чечня стала первой "кровавой ласточкой" внутрироссийского парада суверенитетов. Но она была вырвана из Чечено-Ингушской Республики не только насильственно, но и вопреки объективным реальностям. Чеченцы и ингуши составляли единый вайнахский народ с общей исторической судьбой. Более того, прошедшие десять лет показали невозможность даже проведения точной границы между Чечней и Ингушетией. Два из трех районов Ингушетии (Малгобекский и Сунженский) многие чеченцы по-прежнему считают своими.
Объединение двух республик в единый субъект Федерации может стать выходом из тупиковой ситуации на Северном Кавказе. Но это не механическое возвращение к некогда существовавшей ЧИАССР. Ликвидация чечено-ингушского разлома - стратегическое решение, нацеленное в будущее. Чечня - крайняя точка государственного развала. Но именно отсюда может начаться обратный процесс. Тогда этот регион снова станет первым в России - теперь уже в кропотливой работе по "собиранию земель" и реальному укреплению государства.
Зачем объединять Чечню и Ингушетию?
В СВОЕ время Чечено-Ингушская АССР была развалена незаконно. Ранней осенью 1991 г. в Чечне был совершен вооруженный переворот, и к власти пришел Джохар Дудаев. Он разогнал Верховный Совет Чечено-Ингушской Республики и сместил "партократа" Доку Завгаева.
Кстати, видимо, не случайно Завгаев за весь советский период был единственным (и последним) чеченцем на посту первого секретаря обкома партии. До него эту должность всегда занимали русские (В. Фатеев, еще раньше - А. Власов). Тогдашние спецы по национальной политике учитывали тот факт, что ни один чеченец не потерпит над собой власти другого чеченца, если он не является главой его тейпа (сегодняшний конфликт между Кадыровым и Гантамировым - лишнее тому подтверждение).
После дудаевского переворота и провозглашения "суверенной Ичкерии" последовала реакция в Ингушетии - состоялся референдум, на котором население республики проголосовало за ее самостоятельность в рамках Федерации. Поскольку в те времена не было необходимой законодательной базы, этот референдум тоже нельзя назвать безупречным с точки зрения легитимности. Тут, скорее, сработала "площадная демократия".
Объединение двух республик помогает решить большое число сложных политических проблем. Например, возвращение волей народа ситуации в исходную точку - до развала ЧИАССР - полностью снимает вопрос о легитимности режимов Дудаева, Яндарбиева, Масхадова и "преемственности" их власти, перестают действовать и принятые ими в тот период "законодательные" акты.
Объединение Чечни и Ингушетии наносит сильнейший удар по сепаратистам, террористам и их зарубежным покровителям. Закладывает основу стабильности на будущее во всем Северо-Кавказском регионе. Закрывается проблема так называемых спорных районов Чечни, нормализуются отношения с соседями - прежде всего с Северной Осетией, Дагестаном, Ставропольем.
Объединение - не только призыв к миру и возвращению в свои дома вынужденных переселенцев, но и начало морально-психологического подъема народов Чечни и Ингушетии. Установка на экономическое возрождение и процветание.
Есть и неожиданный внешнеполитический аспект создания единого субъекта Федерации. Поскольку вместо Чечни возникает новый субъект - Чечено-Ингушская Республика, то с формально-правовой точки зрения теряют силу все международные документы, направленные против политики России по урегулированию чеченского конфликта.
Как можно объединить Чечню и Ингушетию?
В ОБЩИХ контурах процедура достаточно ясна.
В Чечне и Ингушетии формируются инициативные группы, выступающие за объединение двух республик. Они должны учредить "Объединительный комитет", который подготовит проекты всех необходимых юридических документов.
Следующий этап - проведение общего референдума за объединение. Но с двумя условиями. Подсчет голосов ведется в каждой республике отдельно. Кроме того, в голосовании обязательно должны участвовать те жители Чечни и Ингушетии, которые вынужденно покинули их территорию.
Процесс объединения закрепляется в федеральном конституционном законе. А затем президент России своим указом вносит в Конституцию страны новое название субъекта Федерации (право президента издавать такие указы уже подтвердил Конституционный суд).
Завершающий этап - проведение выборов новых органов государственной власти Чечено-Ингушской Республики. Их дата должна быть увязана со сроками окончания полномочий нынешнего президента Ингушетии Руслана Аушева, чтобы избежать обвинений в желании отстранить его от власти.