Примерное время чтения: 3 минуты
190

Яблочный облом

СУДЯ по всему, Московскую область в этом году ждет большой урожай яблок. В этом легко убедиться, если проехать хотя бы по нескольким деревням и дачным поселкам вблизи мегаполиса... Вот только непонятно, радоваться нам яблочному изобилию или огорчаться. Ведь фрукты и овощи из частных садов и огородов в магазины все равно не попадут. "Что не съедим, опять в землю закопаем, - в сердцах призналась нам одна женщина. - Соседям раздать? Так у них свои урожаи девать некуда. Варенье варить? С дерева по 200-300 кг яблок снимаем - это сколько ж банок надо запасти?"

Выход из "чрезвычайной" ситуации, казалось бы, напрашивается сам собой: надо организовать сдачу сельхозпродукции в торговую сеть. А горожане с радостью купят подмосковные яблоки, ведь и по цене, и по качеству они дадут фору заграничным сортам, заполонившим магазинные и рыночные прилавки. Стоит слегка напрячь память, чтобы вспомнить: такая система - потребкооперации - существовала в перестроечные годы и функционировала вполне успешно. По области насчитывалось 3,5 тыс. магазинов - были они практически в каждом селе. Всяк желающий мог принести ведро своих яблок, даже килограмм - товар принимали, записывали фамилию, адрес и тут же выдавали человеку наличными соответствующую сумму. Все были довольны и заинтересованы друг в друге: и селяне, и городские жители, и кооператоры.

Что же случилось потом? А потом в цепочку торговых отношений вклинилось четвертое заинтересованное лицо - бюрократ. Он начал предъявлять заготовителям такие требования, что у тех отпало всякое желание скупать сельхозпродукцию у населения. "Вся продукция, согласно закону, должна быть сертифицирована, - говорит зампредседателя Московского регионального союза потребкооперации Михаил Раев. - А это настолько трудоемкий процесс, что мы теперь вынуждены отказывать населению в покупке яблок. Нам это невыгодно..."

Чтобы делать закупки, заготовителям необходимо иметь оборотные средства, а деньги давно съела инфляция. Кредиты в банке дают под 30% годовых - это значит, что стоимость продукции придется поднимать на 3%. Дальше - больше. Сразу после покупки товара надо заплатить НДС, а потом везти фрукты в органы санэпиднадзора - на сертификацию. Через 2-3 дня сертификат выдадут, но яблоки за это время свой товарный вид потеряют. К тому же процедура сертификации стоит денег, поэтому придется надбавлять к цене еще 7,5%.

"Общая наценка составляет около 100%, - продолжает Михаил Раев. - Товар становится неконкурентоспособным. Представьте: в магазине мы продаем яблоки, грубо говоря, по 20 руб., а рядом с магазином стоит бабулька, которая отдает такие же яблоки за десятку. И никаких сертификатов с нее не требуют. Между прочим, в соседних областях разрешено закупать у населения мелкие партии овощей и фруктов без сертификации, определяя качество на глаз..."

По мнению работников потребкооперации, более всех в таком положении дел заинтересована рыночная мафия. Крестьян и фермеров на рынки не пускают, зато скупают у них товар по дешевке и потом продают втридорога. И никакие сертификаты для этого не нужны. "Добро" на торговлю дает санитарный врач, работающий на рынке. А с ним всегда можно договориться - свой человек.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно