НЕМНОГИМ больше месяца назад городские власти в 1,5 раза подняли цены за пользование холодной водой и канализацией. Не успели мы привыкнуть, как подоспело новое подорожание на газ, отопление, электроэнергию и вывоз мусора - в среднем на 40%. И, так сказать, до кучи поднимаются еще и цены на общественный транспорт и метро. Попробуем оценить, насколько это обоснованно.
Газ и электроэнергия
ПОМНЯ, что последнее подорожание газа и электроэнергии прошло в феврале, столичное правительство и городская Дума не торопились с новым. Тогда как для энергоснабжающих организаций и оптовых покупателей газа ("Мосэнерго" и "Мосгаз") федеральным правительством с апреля почти в два раза увеличена абонентская плата за пользование электросетями и с мая на четверть увеличена отпускная цена на газ. Это, конечно, не значит, что названные организации пару месяцев работали себе в убыток. Но это значит, что, например, "Мосэнерго" перечислит меньше запланированного на ремонт тепловых магистралей, потому что 138,1 млрд. руб. "съедено" федеральным повышением цен. И это значит, что из-за нехватки средств остановленный ремонт энергетических котлов "Мосэнерго" может привести к потере зимой электрической и тепловой мощности. По мнению депутата Андрея Широкова, председателя комиссии Мосгордумы по нормативной базе городской инфраструктуры, повышение тарифов для населения - вынужденная мера, принятие которой как могли пытались отсрочить. Получается, нам повезло, что новые тарифы введены лишь с 1 июля?
Горячая вода и отопление
ОТОПЛЕНИЕ и горячая вода тоже подорожали с 1 июля. И тоже потому, что увеличены цены на газ и электроэнергию для "Мостеплоэнерго" и "Мосгортепло". И если "Мосэнерго" приостановило ремонтные работы до частичного возвращения денег поднятием тарифов, то убытки теплоснабжающих организаций повышением ставок не наверстаешь. Производство тепловой энергии дотационно. И городу на "возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию" (так называется статья в расходной части бюджета) придется вместо запланированных 5 млрд. руб. потратить еще 1,3 млрд. руб. Но... не так давно Контрольно-счетной палатой Москвы было выявлено у теплоснабжающих организаций много счетов в разных банках, на которые поступали бюджетные деньги. Проверить, насколько эффективно (и на что именно) они потрачены, оказалось трудно. В связи с этим, может быть, новые тарифы - всего лишь хит сезона от городских служб?
Мусор или твердые бытовые отходы
С 1 АВГУСТА москвичи будут платить за вывоз мусора из своих жилищ по 5,2 руб. с чел. Раньше за то же самое брали на 2 руб. меньше. Думаете, отходов производить стали больше? Нет, мусоровозы подорожали, а вместе с ними почти в 3 раза бензин, дизельное топливо и... заработная плата рабочих (с 667,84 руб. до 1500 руб. в месяц). С точки зрения бюджетных организаций, увеличение зарплаты не может повлиять на цену услуги, но с точки зрения коммерческих организаций - может и должно. А услуги по вывозу мусора в Москве городское правительство именно покупает, и процесс утверждения ставок проходит по всем законам рынка. И в случае, если цена на услугу городу не по карману, страшно даже представить, что ждет москвичей. Но справедливости ради стоит отметить, что "мусорщики" не зарываются. Последний раз они повышали цены на свои услуги в январе 1999 г. с 2,5 до 3,2 руб.
Метро и Кo
ЧТОБЫ увеличить стоимость коммунальных услуг хоть на рубль, нужно пусть формальное, но согласие Мосгордумы. Для повышения же тарифов за проезд в общественном транспорте достаточно распоряжения мэра. И оно появилось: с 15 июля поездка на метро будет стоить 5 руб. вместо 4, на остальном транспорте - 3 руб. вместо 2, но если кому понадобится покупать талончики у водителя, то придется платить 4 руб. (Можно сказать, что все вернулось на круги своя: на метро можно проехать за пятак, на трамвае - за три. Разница в том, что раньше речь шла о копейках, а сегодня о рублях.) Все льготы на транспорт пенсионерам и другим москвичам, для которых они были установлены раньше, сохранятся. При этом штраф за неоплаченный проезд и провоз багажа по-прежнему составляет 10 руб. А чтобы как-то поддержать москвичей, решено установить льготную стоимость проездных билетов долгосрочного пользования с различными лимитами поездок на метро, автобусе, троллейбусе, трамвае.
Уместно вспомнить, что цены на проезд, так же как и на мусор, не менялись с января 1999 г. А со всеми подорожаниями себестоимость провоза, например, одного пассажира метро возросла до 1,9 руб., тогда как с учетом дотаций до 15 июля тратится только 1,06 руб. Начальник московского метро Дмитрий Гаев отметил, что метро только перевозит, а не формирует тарифную политику. И вопрос, как отразится на москвичах повышение тарифов, - в компетенции городского правительства. Последнее в лице вице-мэра Валерия Шанцева не видит ничего страшного в повышении тарифов: пенсии выросли, заработная плата горожан (и средняя, и минимальная) в этом году выросла тоже, и, "оставляя тарифы на прежнем уровне, мы можем нарушить экономику города в целом".
Вместо заключения
КАК нам стало известно, к концу текущего года пенсии, зарплата горожан (и средняя, и минимальная) расти не собираются, а вот цены на электроэнергию и газ - даже очень: сначала их повысит федеральное правительство, потом и городское. Московское, правда, пару месяцев будет отнекиваться, а потом все-таки поднимет тарифы без предупреждения и задним числом, как сделало с газом, водой, теплом и электричеством. Но если в этот раз к повышению присовокупились вывоз мусора и проезд на транспорте, то очередь за радиоточкой, кодовым замком и коллективной антенной - обязательными строчками в перечне коммунальных платежей, но необязательными в эксплуатации по причине частой поломки или полного отсутствия.
P. S. В следующем номере мы опубликуем весь перечень новых тарифов.