Примерное время чтения: 6 минут
51

Ряды толчков редеют

В МЕСТЕ, где мы гостим или живем, страдальцы с переполненными мочевыми пузырями встречаются сплошь и рядом. Летом, из-за буйного расцвета тротуарного "общепивопита", чаще, зимой реже. Хотя смена сезонов, как и перестановка мест слагаемых, на "сумму" не влияет: отмеченные печатью нужды фигуры - круглогодичное столичное явление. Потому что общественных туалетов в Москве меньше, чем по-малому и по-большому нуждающихся, - по официальным данным, больше 400 посадочных мест надо построить, чтобы удовлетворить спрос. ...И вот они/мы, напряженные, и мечутся/емся в поисках ближайшего укромного угла.

Может, кто и находит это зрелище смешным, но только не обитатели жилых кварталов. Помнится, после просербских выступлений наших масс в окрестностях американского посольства жители вычищали подъезды домов целый месяц. Впрочем, вычистили-то быстро, но запах... Большие надежды обыватель возлагал на тотальную домофонизацию. На сегодняшний день это, безусловно, одно из сильнейших средств против превращения подъездов в нужники. Но не такой уж тотальной, как обещали власти, она, домофонизация, оказалась. К тому же около 30% кодовых запоров оказались сломанными уже через пару месяцев после установки. И в итоге доступ на московские крылечки и межэтажные площадки бездомным людям и собачкам открыт. А там, где запоры на подъездах устояли, крайними стали дворовые палисадники, обочины и детские песочницы. Наш редакционный портфель буквально ломится от жалоб москвичей-родителей на осквернение столичных песочниц двуногими и четвероногими прохожими.

Платье чистое, попа грязная

НА ИСХОДЕ века, когда туалет стал мобильным и приобрел способность проникать в самые отдаленные тупики мегаполиса, проблема удовлетворения естественных нужд прохожих выглядит подозрительно. Ее, эту проблему, никак не решить лишь при одном условии - если в упор не видеть. Во всем мире по наличию и состоянию общественных туалетов принято судить об уровне культуры и цивилизованности города. При такой постановке вопроса выходит, что Москва - это красавица, натянувшая заграничное модное платье на родное грязное белье. Мобильные туалеты наш муниципалитет предпочитает не покупать, а брать напрокат у коммерческих фирм. Только на Поклонной горе на последнем праздновании Дня Победы голубело около 200 передвижных кабинок. А сколько их всего арендовали и установили в местах официальных мероприятий майских праздников, неизвестно. Как выяснилось, подобного рода подсчетом городские чиновники себя не обременяют. Так что остается только догадываться, сколько прокака.., пардон, прокатано денег из столичной казны.

Коммерческие фирмы, подгоняющие платные биотолчки к стадионам по случаю футбольных матчей и выступлений поп-звезд, ходят слухи, умудряются за вечер зарабатывать от 5 до 20 тыс. долл. При стоимости передвижного туалета отечественного происхождения в 250 долл., немецкого - в 500-1000 долл. получается хороший бизнес. Если бы город обзавелся своим парком "сортиров-мобилов", можно было бы в будни зарабатывать на них, чтобы по великим праздникам удовлетворять потребности жителей и гостей столицы бесплатно. Не исключено, что таким образом удалось бы собрать хотя бы часть денег и на содержание стационарных общественных туалетов. Их у нас 292, и многие нуждаются в капремонте. По данным городского управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, такой ремонт всего лишь одного городского туалета в среднем тянет на 1 млн. руб. А делается не больше, чем на 30-50 тыс. руб.

Сортир - не "Буран"...

НА САМОМ деле отсутствие средств на нормальный ремонт - хоть и выдающаяся, но далеко не главная беда стационарных сортиров. Они попросту вымирают, как мамонты. Это парадокс! Столица столь остро нуждается... И при этом уже существующие публичные туалеты перепрофилируются и закрываются. За последнюю пятилетку приказали долго жить 67 из них. Забежав по старой памяти пописать, чего теперь только не обнаружишь в некогда популярном заведении: пункт милиции, ресторан (?), магазин, сауну, автосервис или просто большую кучу мусора, как на Б. Садовых прудах. Пожалуй, пока лишь депутаты и бюрократы не предпринимали попыток приспособить какой-нибудь городской туалет под свои приемные покои. Но как знать... как знать, удастся ли им устоять против захлестнувшей Москву моды.

Начало ей положило шестилетней давности распоряжение столичного правительства о передаче уличных сортиров под крыло префектур. Таким образом из городских они, строго говоря, превратились в окружные со всеми вытекающими из падения статуса последствиями. Деньги на содержание и ремонт туалетов стали головной болью округов. Причем настолько острой, что часть префектур (Западная, Северо-Западная, Юго-Восточная и Северная) ее просто не вынесла и спихнула дальше - дезам. Но откуда лишние средства у дезов? Сбросить туалеты дальше по инстанции им, дезам, было уже некуда. И они попросту стали избавляться от этой непосильной во всех смыслах ноши. Передавать на баланс любому, кто позарится. Или уничтожать.

До всех этих печальных перемен у городских туалетов был хозяин - МГУП "Сантехработ". Теперь его по сути нет. По официальным данным, за последние 5 лет санитарное состояние и техническое оснащение заведений резко ухудшилось, сократился режим работы и персонал - на 30-35%. Долгое время считалось, что городские туалеты загибаются, потому что они бесплатные. Но такая упрямая вещь, как статистика, не подтверждает этот постулат. На площади Курского вокзала, на ул. 10 лет Октября, в Лужниках (ярмарка), на станции метро "ВДНХ" и проч. туалеты переведены на платный режим работы. Но чище там не стало. Та же антисанитария, как и возле дармовых толчков.

Все дело в том, что городской туалет, пусть он устроен и не столь заумно, как космический самолет "Буран", - но тоже нуждается в специальных руках, знающих его особую инженерную конституцию. В наших же префектурах и дезах специалисты туалетного дела отродясь не водились. А "неспециалисты" наворотили кроме вышеизложенных бед еще, например, кое-где и такие: капитально отремонтировали сортиры, а теплотрассы, кабели и водопровод под ними подлатать не догадались. В результате уже отремонтированное разрушилось - на ул. Бирюзова, 36, на ул. Кусковской, 2.

И окружные чиновники, и представители ЦГСЭН Москвы, и руководство управления жилищно-коммунального хозяйства - иначе говоря, все, кто столкнулся с туалетными напастями волею обстоятельств или по роду занятий, видят лишь один способ избавления от них: городские туалеты пора вернуть в руки специалистов-сантехников. Но это ведь означает, что столичное правительство в свое время приняло ошибочное постановление. И слишком долго закрывало глаза на его последствия. Захочет ли оно теперь признать свою ошибку?

Чем закончилась жизнь известных туалетов

Пл. Белорусского вокзала - перепрофилирован под пункт милиции;

Зубовский бул., 13: 1-е отделение - туалет, 2-е отделение перепрофилировано под магазин;

Садовая-Кудринская, 1/2 - перепрофилирован под кафе;

Ст. м. "Кропоткинская" (Гоголевский бул.) - перепрофилирован под магазин;

Ул. Дмитрия Ульянова, 1/16 - перепрофилирован под магазин;

Пр-т. 60-летия Октября - перепрофилирован под ресторан;

Варшавское ш., 18 - перепрофилирован под о/милиции;

Чапаевский пер. - перепрофилирован под сауну;

Ул. 3-я Парковая (к/т "Енисей") - перепрофилирован под автосервис.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно