ОТНОШЕНИЯ московского художника Сергея Андрияки с московским правительством Юрия Лужкова начинались с персональных выставок в Манеже и оформления акварелями кабинетов мэрии. Сегодня вернисажами Андрияки принято открывать "Дни Москвы в..." европейских столицах. Да и вряд ли найдется москвич, не видевший красивое здание в Гороховском переулке, уже год как называющееся "Школой акварели Сергея Андрияки".
Из жизни художника
КАК произошло знакомство мэра и художника, история умалчивает. Известно лишь, что первые персональные выставки Сергея Андрияки в новом Манеже и новом Малом Манеже были инициированы Юрием Лужковым. "Юрий Михайлович очень хорошо относится к тому, чем я занимаюсь", - говорит Андрияка. Идее создания Школы акварели столько же лет, сколько мэрствует наш мэр. А родилась идея, когда в конце 80-х художник служил старшим преподавателем в институте им. В. Сурикова. На замечания "коллег" и "почитателей", что не всем так везет, Андрияка парирует: "Делать и сделать свое дело может каждый". Или почти каждый.
Когда он только закончил Художественный институт им. В. Сурикова, то еще не знал, что станет проповедовать акварель. Считалось, что акварель - это когда дети мажут красками по бумаге, потом дети вырастают, а мазня теряет цвет. Конечно, все знали, что после Брюллова и Иванова, Левитана и Репина, Поленова и Врубеля остались акварельные работы. Но ничем, кроме как побочным продуктом творчества, называть их было не принято. Кислотосодержащая бумага, которая быстро желтела и разрушалась, но была популярна благодаря низкой цене, укрепила миф о недолговечности акварели. Кроме того, классической многослойной живописи акварелью у нас не обучали. Андрияке помог отец, тоже художник, с 1939 г. и до самой смерти преподававший в Школе юных дарований (сейчас художественной школе при институте им. В. Сурикова).
Из жизни руководителя
С ТОГО момента, как под здание школы выбрали известный когда-то детский приют, до момента, когда туда пришли первые ученики, прошло около двух лет. Красивый, красного кирпича, с кованой решеткой дом еще пахнет краской и благополучием. Там такое оборудование и такие классы, что художественным институтам и не снилось. Там огромный, оборудованный по последнему слову техники выставочный комплекс, где вместе с акварелями старых мастеров несколько месяцев можно было видеть работы и новичков-учеников. (Сейчас экспозиция сменилась.) Там у каждого преподавателя своя мастерская. Но зарплата этого самого преподавателя... около тысячи рублей. А охрана вообще три месяца не получала зарплату. Зимой в музейном комплексе обвалился потолок, да еще и тепло не подавалось всю зиму - ходили в верхней одежде, температура была 10 . Школа, созданная при поддержке городских властей, этими самыми властями не выделяется из общего списка школ дополнительного образования. И финансируется из бюджета по общим правилам.
Андрияка говорит, что в школе работают одни энтузиасты. Чтобы доплачивать преподавателям, ему приходится содержать не только детское платное отделение, но и платные занятия для взрослых: дети платят за урок 36 руб., взрослые - 100 руб.
Из жизни учителя
ПЕРВЫЕ 29 учеников еще не закончили учебный год (при поступлении, кстати, конкурс был 2 человека на место), но кто-то сможет учиться во втором классе только в платной группе. Со следующего года попасть на бесплатное отделение смогут 15 человек, выдержавшие вступительные экзамены. (К слову, только бесплатное отделение позволяет по окончании получить диплом.) Подготовиться к экзаменам можно и в школе за отдельную плату. Всего акварели учатся 5 лет, три раза в неделю. Дети принимаются с 10 до 18 лет, но вот кто в каком классе окажется, от возраста не зависит. Школа акварели Сергея Андрияки - авторская. Потому учат здесь по авторской методике художника, суть которой в том, что преподаватель рисует вместе с учащимся. Но прежде чем к этому учащемуся быть допущенным, нужно самому учиться у Андрияки. Преподаватели, как нетрудно догадаться, люди молодые, недавно из училищ и институтов. Это не значит, что известный художник всех переделывает под себя, но это значит, что сначала школа, а потом творчество. Учеников это тоже касается.
Чтобы родители прежде чем отдать ребенка в школу, могли оценить сами, чему их там научат, в музейно-выставочном комплексе выставлены работы Андрияки. Если говорить без эвфемизмов, родители, глядя на картины художника, должны сразу для себя решить, хотят они через несколько лет увидеть то же, но за подписью своего чада, или нет. Со временем любой ученик вырастает из учителя, конечно, если растет. И первоклассникам пока рано ставить диагноз "Андрияка", а вот их преподавателям...
P. S. Старшая дочка Сергея Андрияки - в шестом классе. Естественно, учится еще и в папиной школе, но категорически заявляет, что художником не будет, будет программистом.