Примерное время чтения: 4 минуты
86

Скромное обаяние езды на газонокосилке

"ПРОСТАЯ история" - новый фильм Дэвида Линча - поразила его поклонников. Режиссер, болевший любовью к перверсиям и фрейдовским трепанациям человеческой природы, страстный поклонник Кафки, чуть ли не в честь "Превращения" создавший "Человека-слона", заболел вирусом сентиментальности.

Оригинальное название фильма "The Straight Story" обыгрывает сразу несколько смыслов слова straight, как то: фамилию героя (история 70-летнего Элвина Стрейта), словосочетание straight way - прямая дорога (путешествие героя к брату, проделанное им на газонокосилке и параллельно намекающее на реально маячившую перед героем перспективу прямиком отправиться на тот свет) и, наконец, название жанра (история, обозначающая новую тенденцию в экс-радикальном крыле американского кинематографа).

Точнее всего эту тенденцию можно было бы обозначить как "американский неореализм". История взята прямо со страниц газеты "Нью-Йорк таймс" и столь откровенно призывает милость к слабым и униженным, что заставляет усомниться в национальной принадлежности американца Линча. Фильм впрямую покушается на имидж Америки как страны "грандиозных возможностей": герой, всю жизнь отдававший свой труд на благо родины, с трудом наскребает 300 долл. на покупку старой газонокосилки. Брат его появляется перед зрителем из дома, общий вид которого художник, видимо, позаимствовал из типичной российской глубинки. Окна заколочены, двери забиты, стулья сломаны.

Европейский неореализм, перенесенный в декорации штата Айова, приобретает довольно странноватый вид. Во-первых, семидесятилетний герой - вдовец, живущий со слабоумной дочерью, услышав грозный приговор доктора о надвигающейся немощи, не только не собирается заботиться о своем здоровье, а, напротив, вместо того чтобы начать лечиться (на что, как намекают нам, у американского пенсионера денег нет), решает ехать в соседний штат для примирения с братом (у того тоже случился удар). Во-вторых, машины у американского пенсионера нет, прав тоже, потому он решает ехать 300 км на газонокосилке. Далее, разумеется, возникают многочисленные непреодолимые поломки в пути, в ходе которых помогающие старику люди доказывают, что добро на свете не перевелось, не все покупается за деньги, никто не остается без помощи, стучите - и вам откроется, просите - и дастся вам. Так что у "простой истории" резко акцентированная христианская мораль. Ибо не в том оказывается суть, что герой проехал столько километров на транспортном средстве, годном лишь к утилизации, а в том, что нашел он в себе силы доехать до примирения с братом, отношения с которым были прерваны на десять лет.

Великолепная актерская работа Ричарда Фарнсуорта, надо сказать, сильно облагораживает прямолинейность сюжета: его выразительное лицо почти рембрандтовского старика (правда, в ковбойской шляпе) - удивительное зеркало, в котором безжалостная жизнь отражает свою красоту. Потому финальные объятия братьев, как в детстве, вдвоем смотрящих на звездное небо, примиряют с изумляющим поначалу сладковатым привкусом истории. Ты видишь панораму ночного осеннего неба, слишком напоминающую традиционную экранную заставку, и, устало вытянувшись в кресле, думаешь о том, что все естественно: к шестому десятку даже таким, как Линч, надоедает линчевать действительность. Американский эстет сбавляет ритм, наслаждаясь долгими планами дорожки, ведущей к слезным протокам зрительских глаз. И не нужно даже быть очень мудрым, чтобы понять, насколько тонок его расчет.

Кто купит шляпу Жеглова?

Недавно видела по телевизору, что платье Мэрилин Монро было продано с аукциона за 1 млн. 200 тыс. долл. Меня интересует: продаются ли с аукциона вещи, принадлежавшие знаменитым артистам России?

Л. К о б ы л о в а

ДА, ПРОДАЮТСЯ. Так, весной 1998 г. на благотворительном аукционе в Москве была продана сумочка, с которой артистка Нина Гребешкова играла роль жены Семена Семеновича Горбункова в фильме "Бриллиантовая рука". Сумочка была продана за фантастическую сумму - 1 млн. руб. (почти 200 тыс. долл. по курсу на то время). В конце мая с. г. в аукционном доме "Гелос" будет выставлена на продажу шляпа Глеба Жеглова, которая не являлась студийным реквизитом, а была позаимствована Владимиром Высоцким для съемок фильма "Место встречи изменить нельзя" у его знакомого, специалиста по истории Индии Станислава Королева, в семье которого шляпа хранится до сих пор как реликвия. Этот человек известен еще и тем, что именно после бесед с ним Владимир Высоцкий написал свою знаменитую песню "Хорошую религию придумали индусы...".

Обо всем этом нам рассказал артист Иван Бортник, игравший в фильме "Место встречи изменить нельзя" бандита по кличке Промокашка.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно