ПРОДЮСЕРА Сергея Сельянова вечно тянет на эксперименты. Эти эксперименты в большинстве своем оказываются удачными. Мало кому известный актер и журналист Сергей Бодров в одночасье стал кумиром всей страны после фильма Алексея Балабанова "Брат", снятого на сельяновской студии. Теперь его компания СТВ "выбросила" на кинорынок ленту "Ехали два шофера..." - режиссерский дебют Александра Котта, актерский дебют Павла Деревянко (Колька) и Ирины Рахмановой (Райка). И это - совсем другое кино.
...Конец 40-х - самая тяжелая (по быту) и самая светлая (по настроению) эпоха в истории Советского Союза. Тогда люди жили с ощущением, что создают страну заново. Страну, где будут жить долго и счастливо, что светлое будущее - оно здесь вот, за ближайшей горой. И нет ничего плохого, и нет никого плохого, и каждый другому друг, товарищ и брат. И если конфликт, то только хорошего с лучшим. Хорошего летчика, что любит Райку, обладательницу упрямого характера и новенького грузовичка "Форд". И лучшего шофера Кольки Снегирева, переброшенного на сибирскую стройку вместе со своей старенькой "АМО-ЗИС", который тоже в Райку отчаянно влюбился, хотя сперва и не собирался вовсе. Он к ней - с цветами через окно, а у нее - летчик, в любви объясниться пытается. Она к нему - с арбузом на порог, а он, как назло, в это время с буфетчицей обнимается - от отчаяния. Он ей: "Выходи за меня замуж". А она ему: "А ты меня сперва догони!" Ну куда старенькой "АМО" за "Фордом" угнаться? Но от судьбы не уйдешь - Колька Райку все-таки догонит, и поедут две машины рядом по Чуйскому тракту... И никто за весь фильм никого ни разу не ударил по-настоящему, не обозвал нецензурным словом, не изнасиловал и не пристрелил (вы можете вспомнить хотя бы один фильм, снятый за последнее время, где бы отсутствовали вышеперечисленные компоненты?).
- Вспомните, как снимались фильмы в 50 - 60-е годы - "Живет такой парень", "Друг мой Колька". Там ведь не было отрицательных героев, и конфликта особого нет, и на каждый поцелуй в кадре требовалось получать специальное разрешение, но смотришь их не отрываясь. Потому что цепляет не конфликт, цепляют сама атмосфера и та положительная энергия, которая идет с экрана, - говорит режиссер Александр Котт. - Ты понимаешь, что большинство фильмов тех лет строится на одной истории - истории двух влюбленных. И я хотел сделать именно такое кино... бесконфликтное.
Наверное, Котт прав. Снимать кино, по большому счету, имеет смысл только про любовь. Потому что она интересует каждого, потому что каждый хотя бы раз в жизни гадал по ромашке - любит-не-любит, плюнет-поцелует - и пытался обойти соперника на повороте. А еще это кино можно смотреть вместе с детьми, которые, может, еще и не понимают, какая это сладкая и горькая штука одновременно - любовь, но им тоже интересно, поженятся ли в конце концов Колька с Райкой. И можно при этом не кричать: "Заткни уши! Отвернись от экрана!" А можно рассказать, что эту самую "АМО-ЗИС", с деревянными дверями и богатым прошлым, сняли в крохотном городе Красноуфимске прямо с постамента, залили в нее масло - и она поехала. Что под Екатеринбургом директор одного крохотного местного аэродрома 12 лет каждый день ходит на работу, хотя прилетает на этот аэродром лишь вертолет "скорой помощи", да и то раз в неделю. Как летчик этого вертолета решил, что сошел с ума, когда, прилетев на знакомый аэродром, увидел там лозунг "Слава сталинским соколам!" и людей в военной форме 50-х годов. И что люди за прошедшие 50 лет совершенно не изменились и вряд ли изменятся еще через 50, когда они, дети, станут большими.