Примерное время чтения: 5 минут
195

Кумиры и секс-символы

НАЧНУ с патриотического заявления: у нас было великое кино, ставшее частью мирового кинематографа. И еще - у нас были самые красивые и талантливые актрисы. Звезды мирового класса. Они и есть. Только теперь почти все безработные.

А ВОТ с современными звездами дела сегодня плохи. Особенно с актрисами. Бывает - лицо и имя по обложкам людям вроде знакомы, или известно, что актриса N - секс-символ, а вот роли что-то не припоминаются. У сегодняшнего зрителя среди сегодняшних актеров и актрис ни идолов, ни кумиров нет. Всенародная любовь, не в обиду никому будет сказано, им не грозит. То ли времена этой самой любви миновали, то ли народ стал другим, то ли уровень потенциальных кумиров не тот?

Острая недостаточность сегодняшних кумиров особенно ощущается на фестивалях в Сочи, Анапе, Выборге, Домбае... Публика, равнодушно взирая на молодых и красивых новоявленных звезд или неуверенно-вежливо аплодируя им, устраивает овации в честь Аллы Ларионовой, Клары Лучко, Любови Соколовой, Лидии Смирновой, Нонны Мордюковой, Светланы Светличной, Татьяны Самойловой, Людмилы Хитяевой, Татьяны Конюховой, Натальи Варлей, Зинаиды Кириенко...

Они и сегодня в форме и смотрятся прекрасно. Они красивы, причем не однотипно, не шаблонно, не говоря уж о том, что ни макияжем, ни пластикой не увлекались: матушка природа одарила щедро. Алле Ларионовой когда-то в Штатах поклонилась по-русски, в пояс, американская суперзвезда Мэри Пикфорд: "Такую красоту встретишь редко". Ею был очарован Жерар Филип.

Наши актрисы и в их прекрасном лице наше кино покоряли Запад. Ларионова только океан пересекала десять раз, объездила полмира. Татьяна Самойлова получила с фильмом "Летят журавли" в Каннах Золотую пальмовую ветвь (первый и пока единственный случай). У нее была масса предложений работать за рубежом, как и у других наших актрис советских времен: Людмилы Савельевой, Тамары Семиной, Натальи Фатеевой (ее приглашали сниматься в Англии, в итоге ту роль сыграла Элизабет Тейлор) - власти не пускали. В честь Самойловой у Дворца президента Франции было посажено апельсиновое дерево. Оно до сих пор плодоносит. А из Парижа актрисе присылают иногда наряды - французы помнят ее.

Сегодня у Самойловой и у других звезд много чего нет. Но главное - нет ролей. Часто, даже если актер снимается, так денег не заплатят или заплатят копейки. А пенсии у всех обычные. "Президентские" имеют избранные. Тамаре Семиной, например, бывший президент ее не дал: молода еще! Актрисе тогда было 60. Вот и живет с больным мужем на мизерные деньги. Ей присылают посылки давние почитатели - орехи, мед, крупы...

Зато когда актер уходит, появляются некрологи и, если "повезет", устраиваются пышные похороны. Но чаще - нищенские: Сергея Филиппова и Бориса Новикова хоронить было не на что. В немыслимой бедности жил и умер кумир 50-х Георгий Юматов. Умерла в одиночестве и полной невостребованности Валентина Караваева - легендарная "Машенька". Ушли уникальные актрисы и красавицы Валентина Серова, Изольда Извицкая, Инна Гулая...

Нельзя, чтобы бедствовали те, кто на весь мир прославил наше кино, кем восторгались во многих странах, кто и сегодня может и готов работать. Правда, Татьяна Окуневская говорит, что в нынешних фильмах сниматься не стала бы ни за что и молодым не советовала бы...

А вот Алиса Фрейндлих блестяще, как всегда, снялась в "Подмосковных вечерах" у Тодоровского-младшего, но это было лет 5 назад, а сейчас играет в одном антрепризном спектакле, а так - собирает, солит, маринует, сушит грибы - это любимое ее занятие. Вию Артмане власти выселили из квартиры, она живет в летнем домике в деревне и мечтает играть - кино сегодня в Прибалтике вообще не снимают. Светлана Светличная убирала квартиру состоятельного соседа, была агентом по продаже пылесосов. Лариса Лужина, тоже блиставшая когда-то в Каннах (даже ее фото появилось на обложке "Пари-матч"), безуспешно ищет денег с мужем-режиссером на собственную антрепризу. Екатерина Васильева и Ольга Гобзева обратились в веру и о ролях больше не грезят. Правда, Нонна Мордюкова в телеэфире в беседе с Урмасом Оттом заикнулась о квартире - и получила! А Лидия Смирнова получила гонорар за книгу мемуаров. Но если бы каждая из них сыграла хотя бы одну из своих звездных ролей, будучи западной актрисой, на гонорар можно было бы жить и по сей день. А по советской системе даже призы в валюте на международных фестивалях забирало себе так называемое государство.

Людмила Савельева (Наташа Ростова из "Войны и мира") получала "Оскара" в 1968 г. из рук Грегори Пека, Генри Фонда и Натали Вуд. Бывала в гостях у Феллини и Мазины по их личному приглашению. Ее звали сниматься в Америке, Франции. Она снялась лишь у Витторио Де Сики с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни в "Подсолнухах". Маэстро Де Сика вручил ей приз "За вклад в международный кинематограф". На вопрос, счастлива ли она, актриса отвечает: "Нет. То, что было мною сделано, оказалось сейчас ненужным".

Одри Хепберн, внешнее сходство которой с Савельевой так поразило американцев, тоже сыгравшая Наташу Ростову, получила за эту роль полмиллиона долларов.

Недостача "пророков в Отечестве своем" у нас уникальна, как и небрежение к талантам. Государство наше из них в лучшем случае "любить умеет только мертвых". И поэтому лучше в кумиры и не рваться. Разве что в секс-символы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно