Примерное время чтения: 5 минут
35

Актерам нужна биржа

В МОСКВЕ сегодня 77 театров - 13 федеральных, 64 муниципальных - и около 50 антреприз. Но на самом деле сколько точно в Москве театров, похоже, не знает никто. Театральное дело живет и развивается само по себе. А закон о театре, поданный в декабре 1999 г. в Госдуму, как минимум еще года три будет ждать принятия, да и после, как после принятия закона о кино, мало что изменится.

ТЕАТР может открыть каждый. Достаточно зафиксировать его как учреждение, центр, фонд, агентство. Зарегистрировался, нашел режиссера, нехитрую пьеску для двоих-троих актеров-звезд, декорации сделали, арендовали площадку и - вперед! Разумеется, и режиссер, и актеры, и площадка различаются по степени престижности. Звезды нынче дорого стоят, и арендная плата за залы также, особенно в центре. Стало быть, все дело и вся проблема "всего лишь" в деньгах. В поисках спонсоров. И эту труднейшую, сами понимаете, задачу должен решать продюсер.

Существующая налоговая система меценатства в сфере искусства дело это никак не стимулирует. Для спонсоров оно - сугубо добровольное и рискованное. Толкового продюсера в Москве найти очень трудно. Но антрепризы тем не менее все множатся. Правда, уже сложилось мнение, что исхалтурились они окончательно: второсортная драматургия, чаще всего "из западной жизни", однотипная режиссура, актерские штампы (как говорится - "пипл хавает"). Но вся надежда все же на актеров. В антрепризе все чаще играют одни и те же: Любовь Полищук, Татьяна Васильева, Валерий Гаркалин, Лия Ахеджакова... Публика на каждого из них идет охотно. Но нужно понимать, что антреприза в этом виде искусство театра не продвигает, а уже ощутимо тормозит.

А что же в театрах, пригретых государством? Или родным городом? Последним заслуженно завидуют - под крылом мэрии им дышится куда вольготнее. Взять хотя бы "Ленком". Неплохо и тем, кого "пригрел" Комитет по культуре: "Современнику", Таганке, Оперетте. Театры же федеральные, бюджетные хоть и получают свои положенные средства, но - гроши. Считается, что у нас без господдержки искусство не выживет. Привыкло за годы советской власти. Стационарная труппа, часто непомерно разросшаяся (плюс масса "цехов" и других служб - целая "кормушка"). "Постановочные", гарантированные пенсии. Добавим интриги, многолетние актерские простои, вечная борьба за роли...

В США, Германии нет ни одного государственного театра. В Англии - лишь два национальных, Ковент-Гарден и Стратфордский. В Париже - 5 (один из них - театр-музей, национальное достояние, "Комеди Франсез"). В Москве, напомним, таких государственных и городских достояний 77. Кстати, и в царской России было всего пять императорских театров. Остальные - частные труппы, антрепризы. И великий МХТ создавался как товарищество на паях, пайщиками были и сами "основоположники". МХТ опрокинул систему императорских театров - в нем и обосновалось 100 лет назад настоящее новаторское искусство. Сегодня, похоже, все необычное, нетрадиционное, неожиданное живет на обочине "большого" театрального процесса. Это показал недавний фестиваль "Театральная площадь", где мы увидели талантливые спектакли и людей талантливых, но, мягко говоря, небогатых. Зато тех, кто сам, независимо, обустраивает свою жизнь в творчестве.

Вот и выходит: антреприза, коммерческое театральное предприятие, все больше превращается только в способ зарабатывания денег и - реже - просто дает возможность играть для актеров, не очень занятых в репертуаре своих театров или в кино. Государственные театры (многие из них) громоздки, амбициозны, консервативны. Кстати, проблема: не всегда легко "выцарапать" у дирекции такой труппы нужного антрепризе актера, подневольного контрактника.

В Нью-Йорке число театров приближается к 600. Но форма существования - бродвейская. Режиссер и продюсер набирает актеров на один проект, подписываются контракты, и спектакль идет до тех пор, пока собирает кассу, или сразу проваливается. Это вложенные собственные деньги. Это риск. Но, наверное, это и есть жизнь. Которая, быть может, жестче, но и логичнее, чем наше часто вялотекущее существование "узаконенных учреждений".

И в заключение поделюсь с вами чужой мечтой. Мечтой молодой энергичной дамы, помогающей сегодня в Москве в организации "свободных" форм спектаклей многим известным актерам. Первое - для живого, подвижного существования театрального дела необходимо наличие свободных площадок (это главная проблема в Москве). Сгоряча пригодными для такого использования она с ходу назвала несколько крупных столичных театров. Второе - необходим отработанный институт профессиональных менеджеров и продюсеров (тех, что выпускают РАТИ и Высшая школа сценических искусств, явно не хватает). Дальше - приглашаются режиссер, актеры, разрабатывается проект спектакля, изучаются спрос зрителя, рейтинги идущих в городе спектаклей. Но самое главное - необходимы актерская биржа, банк данных актерских сил Москвы, чтобы каждый желающий был свободен, не привязан к стенам, к так называемому коллективу, гарантированной зарплате.

В новом проекте закона о театре предусмотрена еще одна форма организации театрального дела - некоммерческие проекты и их поддержка. Это на тот случай, если в "свободный полет" в антрепризе захотят отправить не очередной опус заморского драмодела, а, скажем, "Гамлета" или "Чайку" с теми же звездами, с молодыми талантами. И такие проекты уже есть, но - пока на бумаге.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно