В XIX ВЕКЕ интеллигенцией называли приказчиков, которые грамоте разумели, но в объемах, не превышающих составление текста купчей на десять штук ситца. В начале XX века за интеллигенцию стали держать врачей и учителей, причем не всех, а по большей части земских. При советской власти слово для интеллигенции было все-таки найдено: прослойка. Эдакий предательский жирок между рабоче-крестьянскими мышцами. В результате интеллигенция практически слилась по формальным признакам со "служащими", как писали тогда в анкетах. Под ними имелись в виду те, кто зарабатывал себе на жизнь не физическим трудом: кто непосредственно не сеял и не ковал, не шоферил, не рубал уголек и не бурил нефть. Так в интеллигенцию зачислили милиционеров (и то не всех: водитель патрульного "уазика" считался пролетарием, а остальной наряд - служащими). Агрономы, даром что рылись в той же земле, что и простые колхозники, считались не крестьянами, а "сельской интеллигенцией". Была еще "творческая интеллигенция", куда попали поэты с писателями, в прошлом веке именовавшиеся "литераторами", артисты с режиссерами (прежняя богема), художники и проч. Насчет скульпторов дискуссии велись на уровне политбюро: с одной стороны, они творят - значит, интеллигенция; с другой стороны, работают руками - значит, пролетарии. Решение приняли соломоново: скульпторов, работающих в глине и гипсе, считать гнилыми интеллигентами, а высекающих вождей из мрамора или гранита - рабочими. Армейские офицеры, чиновники министерств и ведомств, бухгалтеры и даже трамвайные контролеры - все стали интеллигентами.
Попутно с безудержным разбуханием "прослойки" выяснилось, что на иные языки слово "интеллигенция" не переводится. То есть перевести можно, но... лучше не надо. Представители англоговорящих народов вообще могли неправильно понять фразу "Soviet intelligence", потому как на их языке она означает не "советская интеллигенция", а "советская разведка", то есть КГБ. Естественно, на наших журналистов, писателей, поэтов, выезжавших за рубеж в 60-70-е годы, косо смотрели не поэтому... Хотя поэтому тоже!
Есть в формальной логике такая штука: "пустое понятие". Классический пример - "современный король Франции". То есть Франция есть, но короля-то в ней нету. Понятие "современная российская интеллигенция" - из того же ряда. "Последним российским интеллигентом" единодушно считается академик Лихачев. В прошлом году он умер. По логике выходит, что интеллигенции у нас больше нет. Правда, сама формальная логика - штучка типично интеллигентская.