Примерное время чтения: 4 минуты
143

Гонка за лидером

УЖЕ лет двадцать по нескольку раз в день на Кутузовском наблюдается одна и та же картина. Забитый автомобилями проспект мгновенно пустеет: приказ "прижаться справа!" касается всех. Кто не спрятался, сам виноват - по трассе со скоростью 110 км/ч мчатся черные машины, для которых любая улица Москвы - всегда "зеленая".

"МНЕ приходилось работать в охране правительственных кортежей. Когда уволился и сел за руль, то обнаружил, как в городе, оказывается, много светофоров! - говорит старший офицер бывшего 9-го управления, а ныне президент национальной ассоциации телохранителей Дмитрий Фонарев. - Со стороны такие проезды кортежей, конечно, выглядят пафосно. А ведь иногда первого лица ни в одной машине вообще нет, а просто служба безопасности проверяет трассу, маскирует реальные передвижения охраняемого объекта, устраивая пустой прогон. Иногда шесть раз за день ездит кортеж, и только в двух случаях в основной машине кто-то сидит".

Основная машина (т. е. в которой находится VIP) - совсем не обязательно самая большая и самая красивая. Опытный человек по некоторым признакам может ее отличить, а непосвященному и пытаться не стоит. Вряд ли он сможет навскидку отличить и кортеж от колонны - а для специалиста между ними есть огромная разница. Кортеж, допустим, президента - по протоколу четыре машины. Обычно МИД и ФСО строго следит за тем, в каком порядке автомобилям положено двигаться, сколько человек и кто именно должен сидеть в каждом. Ну а количество машин в колонне зависит от руководства Федеральной службы охраны. Колонна движется как единое целое: машины не перестраиваются, строго выдерживают дистанцию. За первым лицом, как правило, следует машина спецсвязи, обязательно одна или две машины охраны, как минимум 7 человек с самым современным штатным автоматическим оружием. А за Ельциным часто шла еще машина Четвертого главного управления - реанимобиль.

ФСО (Федеральная служба охраны) должна исключить конфликтные ситуации на трассе. Правила проезда давно и четко расписаны на бумаге. Скорость на трассах в Москве - 110 км/ч, за городом до 150 км/ч. Колонна не должна останавливаться ни в коем случае. Любое столкновение - с машиной или человеком - будет расценено как провокация с их стороны. Вероятность того, что будет повреждена основная машина, ничтожна: это всегда сверхнадежный бронированный автомобиль с опытнейшим водителем, обязательно офицером, регулярно проходящим медицинский контроль. Ни один автомобиль в колонне отрываться от нее не должен. "Однажды, - вспоминает Дмитрий Фонарев, - мы ехали из "Внуково-2" и одна машина отстала. И врезалась в "неотложку", так как режим "зеленой улицы" был уже снят. Пострадали люди. Ельцин как-то выехал без охраны и столкнулся с "Москвичом", у Лужкова был подобный инцидент. Поэтому-то всех остальных во время проезда колонны и заставляют уходить вправо".

Точно, даже анекдот такой ходил в КГБ: "Едет правительственная колонна, и гаишник по громкоговорителю вещает: "Всем прижаться справа. Водитель трамвая! Немедленно принять вправо!.."

Право на "зеленую улицу" когда-то имели все члены Политбюро и кандидаты в члены. Сейчас особо важных персон гораздо меньше - президент, председатель правительства... Другое дело - право на мигалку и спецталоны. В забитом "пробками" городе эту привилегию власть имущие считают одной из самых ценных. Любая перетряска в высших государственных структурах ведет к перераспределению мигалок. Их количество то уменьшается, то увеличивается. Нынче как раз период спада. Но на Рублевском шоссе после трудового дня до сих пор скапливаются специфические пробки - из машин с мигалками.

Как-то нашему корреспонденту выдался случай спросить у милейшей дамы - мэра Хельсинки: пользуется ли она мигалкой? Мэр страшно удивилась: "Что, разве я "скорая помощь"?!" Или недавно было сообщение: премьер-министра одной скандинавской страны оштрафовали за превышение скорости, когда она ехала на собственном автомобиле.

А теперь наша, московская история. Новобранцам службы охраны ее рассказывают как легенду, хотя не исключено, что так все и было на самом деле. Один милиционер решил из любопытства проверить, с какой скоростью движется кортеж. Навел радар (а он внешне похож на пистолет) и... был убит на месте. Среагировал кто-то из охранников.

В общем, не надо любопытствовать. Правила не изменятся. Мы будем прижиматься справа, а "они" - мчаться слева. И уж, конечно, Путина за превышение скорости не оштрафуют. Даже если он начнет летать над Москвой на истребителе.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно