Лишат ли чиновников и милиционеров спецсигналов?
Что изменится на российских дорогах после того, как чиновничьи "членовозы" заставят ездить по правилам, единым для всех?
В КОНЦЕ прошлого и начале текущего года московское приложение к еженедельнику "АиФ" проводило акцию по борьбе с привилегиями на дорогах. В своих публикациях мы писали, что одна из главных опасностей российских магистралей - это "бараны" со спецсигналами, позволяющими им безнаказанно нарушать правила движения и создавать аварийные ситуации.
И вот наконец-то нас услышали! 12 мая министр внутренних дел Рашид Нургалиев распорядился снять с десятков тысяч милицейских автомобилей специальные номера синего цвета. Спустя 3 дня столичный мэр Юрий Лужков запретил использовать спецсигналы членам правительства Москвы. Теперь проехать по городу с мигалкой они смогут лишь в аварийных и чрезвычайных ситуациях.
Синие номера на милицейских машинах действительно сменились обычными белыми. Вот только обычными ли? Практически все автомобили, стоящие во дворе здания центрального аппарата МВД на Житной улице, после выхода приказа переодели в серию, заканчивающуюся буквами КР: А--КР177, К--КР177, В--КР177 и т. д. И практически сразу же эти машины были замечены на традиционных местах проезда "неприкасаемых": на разделительной полосе Нового Арбата и Кутузовского проспекта. Причём инспектора ДПС, стоящие на протяжении всей этой "трассы для небожителей", заглядывали в предъявляемые удостоверения и отпускали нарушителей восвояси. А спустя несколько дней гаишники и вовсе перестали тормозить "правильные" машины. Не секрет, что спецсерии существуют. Это и номера машин ФСО (с буквами ЕКХ), и серии ССС (спецсвязь), и АМО (московское правительство) и заканчивающиеся буквами МР (принадлежавшие МВД до введения "синьки"). Получить эти серии в МОТОТРЭРах обычному автолюбителю нельзя. А вот купить многие из них можно. Не станут ли номера с буквами КР очередной "коммерческой" серией?
За несколько дней только в одной Москве с милицейских и чиновничьих машин сняли десятки мигалок и тысячи синих номеров. На это ушло несколько миллионов рублей: смена комплекта регистрационных знаков с уплатой всех необходимых пошлин и получением нового талона техосмотра (милиция же всё делает по закону?) стоит почти тысячу рублей. Что изменилось?
По словам инспектора с Нового Арбата, ничего. "Количество машин, проезжающих в час пик по разделительной полосе, осталось тем же", - рассказал он. И добавил, что если раньше на "разделе" водители спецтранспорта хотя бы отличали "своих", признававших правило "Уступи дорогу тому, кто едет в сторону Кремля", то теперь эта полоса станет опасной для передвижения чиновников. Ведь с мигалкой или без, они не хотят стоять в одной пробке со своим народом.
Ю. ЛУЖКОВ: "Я сам часто езжу за рулём без сопровождения и испытываю те же неудобства, что и все водители. Решение этой проблемы - исключить проблесковые маячки для всех, кроме президента и премьера. Министры постоят в пробках и вернут регионам средства дорожного фонда".
Кому уступать дорогу
ДЕПУТАТЫ Госдумы внесли законопроект, который предлагает оставить всего 1000 из 2000 существующих на данный момент номеров с флажками. Если законопроект будет принят, узнать, кто пронёсся на шикарной иномарке, станет гораздо легче. Какие ещё привилегии сохранятся у госслужащих, см. в
Куда опаздываем?
ИЗ ПРИКАЗА министра МВД РФ Сергея Степашина N 210 от 23.03.1999 г. п. 2.1: "Запретить применение специальных световых и звуковых сигналов на транспортных средствах органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в случаях, не связанных с выполнением неотложных служебных заданий".
А в приложении к этому приказу подробно описываются условия, при которых это задание называется неотложным: преследование преступников, проезд к местам совершения преступлений, массовых беспорядков, катастроф и т. д., сопровождение колонн и спецмашин, транспортировка в больницы пострадавших и прочее. Про опоздание на совещание или нежелание стоять в пробке там ничего не сказано. Выходит, спецсигналы сейчас снимают, потому что подчинённые 7 лет не выполняли прямой приказ своего министра? А где гарантия, что они подчинятся нынешнему приказу?
Удобство ценою жизни
КАК обстоят дела с мигалками в городах России? "АиФ" связался со своими региональными корреспондентами.
ДЕПУТАТ Законодательного собрания Санкт-Петербурга Михаил Амосов передал "АиФ" официальные цифры, которые ему сообщили в ГИБДД. Согласно им, в Северной столице проблесковыми маячками оборудовано около 6 тысяч машин. В основном это "скорая помощь", МЧС, милиция, прокуратура, пожарные и т. д. Только 383 маячка выделено обычным машинам. Половина из них досталась милиции, ФСБ и другим силовикам. Чиновники, депутаты, а тем более частные лица в списке не значатся. Однако по наблюдениям очевидцев, по городу разъезжает гораздо больше четырёх сотен обычных автомобилей с мигалками.
В Алтайском крае, где из-за злоупотребления "спецскоростью" недавно погиб губернатор М. Евдокимов, перечень чиновников, имеющих спецсигналы, более чем ограничен: губернатор, председатель местного Законодательного собрания, главный федеральный инспектор, первые руководители правоохранительных органов, спецслужб, и всё. Кстати, никаких оргвыводов после трагедии с губернатором не последовало.
В Екатеринбурге на момент подготовки материала движение было полностью парализовано: в город приехал председатель Совета Федерации Сергей Миронов. В городе творилось невообразимое: люди стояли в многокилометровых пробках, врачи "скорой помощи" не могли протиснуться в центр города - спецслужбы запретили автомобилям медиков проезжать по маршруту следования кортежа даже в экстренных случаях.
А вот в Приморье полным ходом идёт борьба с незаконными сигнальными средствами. ГИБДД края проводит рейды: ищут автомобили, использующие спецсигналы без разрешения. Простой обыватель наказывается штрафом в 2500 рублей (раньше было 300). Для должностных лиц штраф выше - 20 000 рублей (раньше было 500), а юридических накажут и вовсе на 500 000 рублей! В ходе первого же рейда было выявлено 2 нарушителя.
КСТАТИ
В Министерстве внутренних дел и Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД нам затруднились назвать точное количество синих номеров и спецсигналов, стоявших на милицейских машинах до приказа министра. По оценкам главы Московской коллегии правовой защиты автомобилистов Виктора Травина, речь идёт о 100 тыс. специальных регистрационных знаков по всей России. По информации пресс-секретаря ДОБДД Владимира Шевченко, на сегодняшний день на обычные знаки заменено более 30 тыс. синих номеров. В столице мигалок лишились 83 автомобиля "слуг закона" в погонах.
Мигалку можно арендовать
ЧТОБЫ ездить по встречной, объезжая пробки, "квакать", распугивая простых автомобилистов и лихо разгоняться на красный свет, надо быть депутатом, чиновником, губернатором или... просто иметь толстый кошелёк. В нашей стране многое можно купить за деньги. В первую очередь - привилегии.
ИТАК, сколько это стоит? Несколько месяцев назад ФСБ и МВД разоблачили подпольную сеть, занимавшуюся подделкой спецномеров. За 30-50 тыс. долларов мошенники продавали полный комплект автольгот: федеральный номер с российским флагом вместо цифр региона, мигалку и поддельные разрешения на всё это. Громкая акция правоохранительных органов, конечно, вызывает уважение. Однако результат её, по нашим данным, лишь увеличил расценки оставшихся на свободе мошенников, изготавливающих подделки. Теперь купить автольготы стоит в среднем на 15 тыс. долл. дороже - риск-то больше.
За деньги можно воспользоваться ещё одной автоуслугой - сопровождением сотрудников ГИБДД. Быстро, солидно, безопасно... Российские гаишники получают так мало, что рады любой возможности оказать платные услуги населению. "Для этого вам надо подъехать к начальнику, написать бумагу, и он дальше решит - окажем мы такого рода услуги и за сколько", - сказали "АиФ" в отделе ГИБДД Управления внутренних дел одного из городов. Как нам удалось узнать, средняя стоимость сопровождения сотрудниками милиции стоит 900 долларов за восемь часов аренды. За эти деньги за вами будут ехать с мигалками "Мерседес" или "Форд Фокус" и два сотрудника ДПС. Если вам этого мало, включите в сопровождение охранника - оно обойдётся 15 долл. в час. Всё делается официально. Платите деньги - и чувствуйте себя избранными.
Режим на встречку!
Андрей А. (сотрудник столичного ГИБДД): Между Первомаем и Днём Победы в столице практически не было пробок. Люди уверены, что это связано с тем, что многие москвичи уехали из города. Но дело в другом. Именно в эти дни на всех спецтрассах сняли режим, и мы не придерживали поток в ожидании проезда VIP-персон. А знаете ли вы, что из-за одной искусственно созданной на время следования кортежа пробки на Кутузовском проспекте через 20-30 минут останавливается весь город. Затор, как лавина, распространяется до самых дальних окраин. Причём режим подразумевает не только остановку машин непосредственно на время проезда "слуг народа", но и постоянное придерживание автомобилистов. Та же ситуация возникает в любом российском городе, где едет машина с мигалкой.