Примерное время чтения: 4 минуты
166

Нефть - наша жизнь

28 МАРТА ОПЕК, организация стран - экспортеров нефти, приняла решение добычу нефти увеличить. Это значит, что "черного золота" на рынке станет больше и цены на него упадут.

ОПЕК контролирует 40% мирового нефтяного рынка. Индустриальным странам высокие цены на топливо ни к чему. Штатам, например, приходится покупать половину используемой в их хозяйстве нефти. При таких ценах, как сейчас, инфляция за февраль в США составила почти 1% (прямо как у нас).

Наша доля в мировом экспорте нефти - 8%. Россия в ОПЕК не входит, поэтому диктовать нам никто ничего не может. Однако для нас как раз чем выше цена на нефть, тем лучше.

Все прогнозируют, что до осени цены застолбятся на уровне 20-25 долл. за баррель (первые месяцы этого года держались 28 долл.). Среднегодовую цену ОПЕК планирует на уровне 15-16 долл. за баррель. МВФ - 18 долл. Из расчета 18 долл. построен и наш бюджет. Минус доллар в цене на нефть - минус миллиард рублей в бюджете.

Нефть во всем мире продается заранее, еще в земле. Контракты заключаются на полгода вперед. Так что уменьшение доходов экспортеры почувствуют только через полгода. Пока эти деньги в страну вернутся, пока с них заплатят налоги. Короче, мартовское решение ОПЕК нам аукнется примерно в марте будущего года.

За счет нефти Россия живет уже последние лет 40. Однако все эти годы рядовые граждане и понятия не имели о цене. В начале 70-х, когда нефть тоже подорожала чуть ли не в 10 раз, ее экспорт давал нам 2-3% ВВП. Сейчас - до 25%. Думаете, так вырос экспорт? Сегодня мы вывозим в дальнее зарубежье примерно столько же - 105 млн. тонн. Просто все остальное производство упало, и, кроме нефти, у нас ничего нет.

Пока конъюнктура не прошла, правительство пытается выжать из нефти максимум. За прошлый год экспортная пошлина была повышена 3 раза (до этого не повышалась 3 года). С 1 апреля ее опять повысят - на треть (до 20 евро за тонну). Кроме пошлин нефтяники платят акцизы и прочие бонусы, ренталс и роялти.

Все налоги велено вносить "живыми деньгами" - то есть с выручки от экспорта. Внутренние потребители (сельское хозяйство, Минобороны) если и платят, то, во-первых, по более низким ценам, во-вторых, с задержкой в 3-4 месяца. А экспорт правительство ограничило - не более 30-40% добычи. И в этом году собирается сократить еще.

Нефтяники живут в долг. "Начиная с 1993 года, - рассказывает президент Союза нефтегазопромышленников России Владимир Медведев, - компании берут кредиты, заложив в качестве обеспечения будущую нефть. Сейчас около половины экспортируемой нефти обременено залоговыми обязательствами".

Недовольные очередным побором "ЛУКОЙЛ" и Тюменская нефтяная компания даже подали на правительство в суд. Налоги заплатили - все 100%. Но в производство в "хорошем" 1999 году вложили даже меньше, чем в плохом 1998-м. Денег не хватает.

На разведку, бурение и инфраструктуру у международных нефтяных компаний уходит до 40% всех доходов. В России - 10-20%. Нефтепроводы ржавеют, все приходит в негодность. Новые месторождения не компенсируют текущее потребление.

"Пошлины сами по себе не так страшны, - говорит председатель экспертного совета при Минтопэнерго Эдуард Грушевенко. - Страшна непредсказуемость этих пошлин. Никто не знает, когда и какое решение примет правительство. Сейчас мы разработали систему: при какой цене - какая пошлина. Если она будет принята, нефтяные компании смогут хотя бы просчитать, что их ждет завтра".

В 1988 году в России была добыта пятая часть мировой нефти - 596 млн. тонн. Сейчас мы выкачиваем в год от силы 305 млн. тонн. 300 млн. тонн - это порог национальной безопасности. По расчетам аналитиков из компании МаcKeinzy, если ничего не будет меняться, через 10 лет Россия из экспортера нефти превратится в импортера.

Нефти у нас хватит еще на 50 лет. У большинства других стран - лет на 10-12. А когда сосед от тебя зависит - это очень даже неплохо.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно