Примерное время чтения: 6 минут
121

Плата за свет, газ, перевозки - это те же налоги

В БЛИЖАЙШЕЕ время правительство рассмотрит жизненно важный для всех россиян вопрос: на сколько в этом году подорожают свет, газ, железнодорожные билеты. Короче, все то, что называется тарифами естественных монополий. Пока речь идет о 35%. Для сравнения, все остальные цены, по расчетам того же правительства, должны вырасти только на 12-13%. Почему же так несправедливо, почему естественным монополиям официально разрешают обгонять инфляцию? Об этом мы беседуем с советником президента по экономическим вопросам Андреем ИЛЛАРИОНОВЫМ.

- У ЕСТЕСТВЕННЫХ монополистов своя логика. Они говорят: тарифы надо повышать, потому что в нашей стране эти услуги стоят гораздо меньше, чем в других странах. И если их поднять, потребители начнут экономить и не будут, например, жечь свет почем зря, и т. д. и т. п.

- Начнем с того, что электроэнергия, железнодорожные перевозки - это не товары, это услуги. И сравнивать цены на них с мировыми - некорректно. Стоимость услуг определяется спросом, то есть уровнем жизни. В США, например, 1 кВт.ч стоит 4 цента, в России - 1,8 цента. Но при этом если принять уровень жизни в Штатах за единицу, то российский составит где-то 0,4. Так с какой стати мы должны задирать тарифы до американского уровня?

Расчеты показывают, что для нашего уровня жизни и экономического развития наши цены на электроэнергию и железнодорожный транспорт и так завышены примерно на 40%.

Что дорожает быстрее

- ПРЕДСТАВИТЕЛИ естественных монополий утверждают, что все последние годы их тарифы росли медленнее, чем остальные цены. Вы согласны с этим? Вот в прошлом году, например, хлеб подорожал на 12%, а квартплата увеличилась в полтора раза.

- Дело в том, что, сравнивая цены, естественные монополисты в качестве точки отсчета берут декабрь 1997 года. Надо сказать, что это единственный период, когда тарифы действительно были настолько высоки, что по сравнению с ними нынешние кажутся ниже. Но стоит выбрать за последние 10 лет любую другую точку отсчета, картина получится совершенно иная. Если мы будем сравнивать цены, например, с уровнем 1991 года, то выяснится, что в среднем все эти годы тарифы естественных монополий росли в 3-4 раза быстрее, чем цены в магазинах.

А деньги проели?

ТЕПЕРЬ посмотрим, как изменялось положение в естественных монополиях за последние 10 лет. Возьмем инвестиции. В 1992 году три крупнейшие компании - РАО "ЕЭС России", "Газпром" и железные дороги - получали 8% всех инвестиций в стране, сейчас - 18%, то есть денег они стали получать вдвое больше. При этом 10 лет назад эти компании производили 10% всей российской продукции, сейчас 9,5% - объем производства не только не вырос, а даже немного снизился! Выходит, что деньги там используют вдвое менее эффективно, чем в экономике в среднем. На что же они их тратят?

Возьмем другой показатель - фонд оплаты труда. Примем всю зарплату, которую получают трудящиеся нашей страны, за 100%. Так вот, 10 лет назад работающие в РАО ЕЭС, "Газпроме" и МПС получали 3% этой суммы, сейчас 6,5%. Увеличение в два с лишним раза! Средняя зарплата в энергетике в 1,7 раза выше, чем в среднем по стране, в газовой отрасли - вообще в 4,3 раза выше.

Естественные монополии живут лучше всех остальных российских предприятий. И не просто лучше их, а именно за счет их. Государство отбирает ресурсы у рыночных секторов экономики и отдает их монополиям. Причем огромные ресурсы: в год россияне тратят на эти платежи больше триллиона рублей, это 8-10% ВВП. А конкуренции на рынке газа, электроэнергии и перевозок в России нет - надо брать, что дают, и платить, сколько попросят.

А что такое тарифы на свет, на газ, на транспорт? Это те же налоги - то, что все обязаны платить. У потребителя есть только два выхода - либо отдать деньги, либо не отдать и подвергаться за это санкциям. Только идут эти налоги не в государственный бюджет, а мимо.

И самое главное: и Минэкономразвития, и естественные монополии признают, что из-за повышения тарифов экономический рост в России в 2002 году замедлится на 0,1-0,6%, а инфляция, напротив, вырастет на 2-8%. Ради чего страна должна платить такую цену?

Чем хуже, тем лучше

- ЗА ЭТОТ год вы неоднократно выступали и, как правило, с резкой критикой действий правительства. То вам не нравился отказ платить по долгам, то вы приветствовали падение нефтяных цен.

- При повышении цены барреля нефти на 1 доллар темпы промышленного роста снижаются на 0,82%. Это в среднем. Вот, скажем, на электроэнергетику и производство стройматериалов нефть никак не влияет. Для топливной промышленности, как нетрудно догадаться, чем выше цены, тем лучше. Всем остальным отраслям подорожание "черного золота" вредит. Причем особенно сильно - высокотехнологичным отраслям, тем, что делают страну цивилизованной. Если стоимость барреля повышается на 1 доллар, это замедляет рост в сырьевых отраслях на 0,1%, в обрабатывающих (машиностроении, химии, легкой промышленности) - на 1,7%.

- А вот правительственные эксперты считают, что как раз наоборот. Сырьевые отрасли богатеют, нефтяники начинают заказывать новое оборудование у машиностроителей. Все развивается, всем хорошо, инвестиции и доходы населения растут.

- При повышении цены нефти инвестиции в среднем как раз сокращаются. Плюс 1 доллар - минус 1%. Вот если бы мы жили в каком-нибудь Катаре, где ВВП на 80% состоит из нефти, все было бы по-другому. А в России в топливном секторе производится всего 10% ВВП. Остальное - в отраслях, на которые повышение цены на нефть действует угнетающе. Если цена на нефть растет, то в страну поступает большое количество нефтедолларов, импорт увеличивается, российские товары становятся никому не нужны. В результате отрасли, которые формируют 90% ВВП, не видят перспектив и сокращаются. Чем ниже цены на нефть, тем лучше для России. И даже мировой кризис для нас в какой-то степени выгоден. Если, конечно, суметь грамотно воспользоваться этой ситуацией.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно