С 1 ОКТЯБРЯ 2003 года в России на 150 рублей повысился минимальный размер оплаты труда. Оклады работников бюджетной сферы, большинство из которых получают доходы на уровне прожиточного минимума, выросли на 33%. По мнению Минфина, такая индексация "отвечает текущей экономической ситуации". А вот отвечает ли она потребностям бюджетников - это еще вопрос. В августе прожиточный минимум составил 2328 руб. В то время как большинство из 13 млн. россиян, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, работают в бюджетной сфере. Следующее повышение должно состояться в лучшем случае в 2005 году и произойдет одновременно с переходом на отраслевые системы оплаты труда. Правительство планировало уже в этом году отказаться от единой тарифной сетки, но депутаты раскритиковали предложенные Минтрудом отраслевые тарифы. А профсоюзы заявили, что переход к отраслевым системам будет эффективен только при двукратной индексации окладов.
Двукратное повышение окладов сегодня не по карману ни федеральному бюджету, ни бюджетам регионов, на содержании у которых находится основная масса школ, больниц и прочих госучреждений. Даже с 33%-ной индексацией регионы не в состоянии справиться самостоятельно. Поэтому кабинет министров должен распределить 10 млрд. руб., которые Минфин согласился дополнительно выделить из бюджета-2003 в помощь субъектам на выплаты зарплат. На финансирование обязательств федерального центра в бюджете предусмотрено 10,6 млрд. руб.
Чтобы в течение трех месяцев - с октября по декабрь - обеспечивать выплату повышенных окладов, регионам потребуется дополнительно от 21 до 30 млрд. руб. А в 2004 году территориям придется изыскивать сотни миллиардов рублей. Но о проблемах следующего года в правительстве пока не думали.
10 млрд. руб. дотаций распределены Минфином в соответствии с утвержденной методикой, которая учитывает финансовое состояние региона и количество населения, занятого в бюджетной сфере. В финансовом ведомстве не считают применяемую методику совершенной. Дотационные средства, вместо того чтобы быть переданными наиболее нуждающимся территориям, распыляются по бюджетам всех субъектов, в том числе регионов-доноров. Как сообщили в департаменте социальной политики Белого дома, только восемь особенно богатых субъектов не получат дотаций. Среди них Москва, Московская область, Санкт-Петербург.
Сейчас сложно сказать, хватит ли 10 млрд. руб., разделенных по такой методике, чтобы предотвратить задержки зарплат. В Минфине уверяют: денег хватит - и напоминают, что доходы регионов в прошлом году выросли на 20%. Однако в начале года в министерстве так же уверенно заявляли, что регионам вообще не потребуется помощь федерального центра.
По оценкам правительственных экспертов, трудности могут возникнуть примерно у трети территорий. Ведь помимо зарплат бюджетникам региональные власти должны вкладывать средства в жилищно-коммунальное хозяйство, которое опять оказалось не готовым к наступающей зиме.