РАБОТА сформированного в 2000 г. правительства Московской области считается успешной. Примерно к такому выводу можно прийти, узнав, что "фактически выполнены все прогнозные показатели развития экономики, полностью исполнен бюджет МО, выполнены параметры улучшения жизненного уровня населения".
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, статистические данные выглядят как вектор, направленный исключительно "вперед и вверх": стремительно развивается промышленность, увеличиваются расходы бюджета на финансирование социальной сферы, вырос темп товарооборота. Однако возможные победные фанфары вполне могут быть заглушены "большим объемом нерешенных проблем, оставленных в наследство". Вот как это можно отобразить.
Успехи
УЖЕ в 2000 г. правительству МО удалось полностью погасить задолженность по заработной плате перед работниками бюджетной сферы и, несмотря на жесточайший дефицит средств, повысить ее почти в 2 раза.
Промышленность стала наиболее эффективной отраслью экономики. На данный момент она формирует 32,8% доходной части бюджета. Объем промышленного производства в области вырос на 13,3%, что на 5,5% выше, чем в Москве, и на 8,2% выше, чем по России в целом. Промышленными предприятиями Подмосковья в 2000-2001 гг. произведено продукции на 327,1 млрд. руб., причем в среднем за месяц продукции выпускалось в 2 раза больше, чем в 1999 г.
Развивается инфраструктура области: за полтора года введено 36,4 км ЛЭП, 22,4 км троллейбусных линий, построено 55,8 км новых автодорог с твердым покрытием, отремонтировано 2,1 тыс. км дорог общего назначения.
Доля затрат в бюджете МО на образование возросла до 18,8%, в здравоохранении - до 15,7%, в социальном обеспечении - до 5,6%.
Наследство
ФАКТИЧЕСКИ не сокращается задолженность предприятий по заработной плате: на сегодняшний день общий объем долга составляет более 400 млн. руб.
Доля убыточных предприятий не сокращается. В ЖКХ они составляют 57,3%, в промышленности - 25,1%, в строительстве - 22,5%, в торговле и общепите - 18,8%. Общая задолженность области - 379 млрд. руб., более 52% ее просрочены. На территории МО сосредоточено значительное количество объектов федеральной собственности (по стоимости основных фондов на данный момент - около 18%). Федеральным хозяйствующим субъектам предоставлены налоговые льготы, из-за которых областной бюджет ежегодно теряет 5 млрд. руб. Сумма выпадающих доходов в 1999 г. по 19 муниципальным образованиям составила от 50 до 100% от фактически использованных бюджетов.
Область практически потеряла грузовой транспорт. Сделаны лишь первые шаги по возрождению речного транспорта, крайне медленно разворачиваются работы по благоустройству федеральных дорог.
Сегодня только 30% муниципальных образований укладываются или близки к нормативам обеспеченности лечебными учреждениями и только 20% - школами.
Надо размежеваться
ВЫХОД из сложившейся ситуации, по сути близкой к патовой, администрация губернатора и правительство области видят только в объединении потенциалов бюджетов МО и РФ. Вопрос этот более чем серьезный, ведь такое объединение возможно лишь на основе системы взаимных уступок. В частности, решить проблему возмещения бюджету МО выпадающих доходов, разобраться с задолженностью федерального бюджета перед областью (почти 3,4 млрд. руб.), пересмотреть отношения между федеральным и областным собственниками. Только это, по мнению губернатора, позволит обеспечить формирование Подмосковья как центра экономического роста России.