Примерное время чтения: 5 минут
191

Проект на нашу жизнь

ПРАВИТЕЛЬСТВО разработало проект бюджета-2002. А заодно 2003 и 2004. Как объяснил вице-премьер Алексей Кудрин, чтобы не просчитаться: в стране идут серьезные структурные реформы.

Профессор=уборщица

НА ПЕРВЫЙ взгляд серьезных реформ в проекте не видно. Структура очень похожа на ту, что в этом году (см. табл.).

Единственная бросающаяся в глаза разница - в бюджет подмешали деньги пенсионеров, 252,5 млрд. руб. До сих пор все пенсионные реформы шли к тому, чтобы не путать пенсионные рубли с государственными. Дабы не возникло искушения заплатить деньгами стариков за что-нибудь более насущное. Для этого, собственно, и был создан в свое время Пенсионный фонд. Со следующего года правительство захотело иметь часть денег у себя. "Их можно понять, - говорит генеральный директор Бюро экономического анализа Евгений Гавриленков. - В казне всегда с деньгами напряженно, а доходы ПФ сейчас значительно превышают расходы. И деньги эти лежат без движения. Конечно, хочется позаимствовать их в бюджет".

Кроме того, правительство собирается реформировать тарифную сетку. В результате, как они считают, оклады бюджетников вырастут в 1,89 раза. Это в среднем. Ставку первого разряда (библиотекарям, нянечкам, медсестрам) поднимут в 3,4 раза - до 450 руб. Прибавка к каждому последующему разряду будет все меньше и меньше. Максимальный, 18-й, разряд поднимут только в 1,5 раза. Ректор вуза, таким образом, будет после реформы получать 2025 руб. Разница между его зарплатой и зарплатой уборщицы составит 4,5 раза (сейчас 10).

Судьям тоже повысят зарплату - в 1,6 раза. Количество мировых судей увеличат примерно на 2 тыс. человек. С 1 января повышается денежное довольствие военнослужащих: для низших чинов - в 2 раза, для более высоких - в 1,5. За это военнослужащих лишат льгот по квартплате и будут брать подоходный налог 13%, от которого пока они освобождены.

Дефицит профицита

ВПЕРВЫЕ за последние 15 лет бюджет написан с профицитом: доходы государства будут превышать его расходы. Аж на 128,9 млрд. руб. Правда, это по оптимистическому варианту.

Минфин разработал два сценария. Оба зависят от цены на нефть. Первый - оптимистический - предполагает 22 долл. за баррель. Мы обеспечиваем все статьи бюджета и даже имеем тот самый профицит, из которого платим долги. Второй - пессимистический, 17 долл. - все равно позволяет профинансировать бюджет. Но на долги тогда не хватает.

Аналитики, правда, тут же отыскали в бюджете дыру: в оптимистическом варианте - 7 млрд. долл., в пессимистическом - целых 11. По оценкам независимых экспертов, долги, которые Россия должна заплатить в будущем году, составляют 357 млрд. руб., и профицита даже в 128,9 млрд. на них явно не хватает. Правительство рассчитывает недостающие суммы добрать от приватизации, от продажи госрезервов (золота, алмазов) или снова занимать.

Деньги в центр

СОСТАВИТЕЛИ бюджета обещают, что благодаря новому Налоговому кодексу в среднем каждый отечественный производитель сохранит 7 копеек с рубля. За счет "психологического эффекта" от такого облегчения собираемость налогов повысится до 90% (год назад собирали 87,7% от того, что должны были).

Звучит заманчиво, но в проект, как всегда, заложены законы, которые еще не приняты. Часть из них может не понравиться губернаторам.

Как рассказала директор Центра фискальной политики Галина Курляндская, бюджет-2002 отдает регионам полностью все сборы от подоходного налога (пока они получают 99%, 1% уходит в Москву). Увеличивает трансферты. Казна даже берет на себя особо "противные" обязательства: детские пособия, льготы инвалидам. Зато обсуждается возможность отнять у губернаторов большую часть налога на прибыль, право самостоятельно раздавать льготы по этому налогу. И забирают здоровый кусок платы за недра (сейчас 60% этого сбора оставляют на местах, планируют - только 20%). Богатые регионы - те, где есть полезные ископаемые, - очень обижаются.

Количество в качество

НО БОЛЬШЕ всего Минфин гордится тем, как ему удалось сократить расходы. Разные российские правительства уже давно мечтали жить по средствам. Но их расходы почему-то все время росли: в 1999 году составляли 10,94% ВВП, в 2000-м - 11,62%, сейчас вообще ожидают 12,62%, а вот со следующего года будет 11,91%. Если прибавить сюда расходы региональных бюджетов, получится примерно 36% ВВП. В СССР этот показатель составлял 64-66%. В США - меньше 30%. Советник президента Андрей Илларионов считает, что надо вообще 15%, как в Китае.

ВВП - это все, что производится в нашей стране. Получается, что больше трети этих товаров и услуг продается не на рынке, а выкупается государством, не взирающим на то, хороши они или плохи. Ну, например, приходит к вам такой "бесплатный" врач из поликлиники, которого вы бы сроду не позвали, если бы вам пришлось отдавать за него деньги. А государство платит.

Экономисты считают, что этот "собес" надо прекратить. Чем меньше будет сектор - тем лучше. Частные предприятия эффективнее государственных.

Что именно собираются сокращать - см. табл. Чуть-чуть оборону, чуть-чуть правоохранительную деятельность. Значительно господдержку сельского хозяйства и отечественных производителей. Вместо 370 бюджетных программ планируют оставить 62. "Надо определить истинно нуждающихся, - сказал Алексей Кудрин. - Например, есть масса бюджетных организаций, которые обеспечивают себя за счет внебюджетных источников. В этом году эти организации получат до 100 млрд. руб.". Министр финансов имеет в виду деньги, которые институты и учреждения зарабатывают на платных услугах или сдавая помещения в аренду. Теперь их лишат "левых" заработков - все это будет включено в доходы бюджета.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно