БЮДЖЕТ готов. Правительство распирает от гордости: впервые в истории новой России доходы, во-первых, равны расходам. Даже капельку побольше. А во-вторых, внесен бюджет в Думу, как положено, до конца августа. И это несмотря на выборы и новый кабинет, на то, что Путин опоздал с бюджетным посланием на целый квартал, а депутаты с принятием новых налогов дотянули до конца июля.
ПАРАМЕТРЫ у бюджета получились отменные. Доходы - почти 40 млрд. долларов (в прошлом году было 25 млрд.). Запланирован рост ВВП - на 4%. В промышленности - на 4,5%. В сельском хозяйстве - на 3%. В строительстве и торговле - на все 6%. Доллар - 30 рублей (в бюджете-2000, если не забыли, - 32). Инфляция - 12% (была 18%). Постарались не только за себя, но и за того парня: просчитали цены на нефть. Получилось 18-19 долларов за баррель (в прошлом году ожидали 15-18 долларов).
Подоходный налог - один на всех - 13%. Социальный налог (отчисления с фонда оплаты труда в Пенсионный фонд, Соцстрах и Медстрах) - тоже единый: 35,6%. По сравнению с тем, что мы отдаем в эти фонды сегодня, на 2,9% меньше. Для тех предприятий, которые согласятся платить своим сотрудникам высокие зарплаты (минимум по 100 тыс. руб. в год), социальный налог будет еще ниже.
Правительство рассчитывает, что от этого налогоплательщики станут дисциплинированнее и начнут все честно декларировать и вносить. Собираемость налогов вырастет на те самые 2,9% и достигнет 87,2%.
Пенсии повысят дважды - с 1 февраля и с 1 августа - оба раза на 9%.
Чтобы отдать бедным, надо у них отнять
В 2001 году правительство опять захотело экономить. Предлагается отменить все внебюджетные фонды (дорожный, экологический, борьбы с преступностью, таможенный и т. д.), за ислючением фонда Минатома.
Ну и главная наша статья экономии - льготы ветеранам. В очередной раз собрали специальную комиссию - теперь под руководством Починка. Он подсчитал, что на льготы нам требуется 600 млрд. рублей, а есть только 71 млрд. Отсюда решение: инвалидам льготы, так и быть, сохранят. Те, кому льготы полагаются по должности (военнослужащие, работники судов и правоохранительных органов и т. д.), получат прибавку к жалованью. Все прочие ветераны будут пользоваться льготами, только если их доходы ниже прожиточного минимума (речь идет главным образом о квартплате).
В целях экономии собирались заодно отменить и налоговые льготы для предприятий: создать им равные условия игры. Чтобы выживал действительно тот, кто достоин. А не тот, у кого есть знакомые в Кремле. Но сделать это оказалось сложнее, чем "обрезать" ветеранов, - эти льготы сократили только на 8%.
Одолжим Вьетнаму
САМАЯ большая статья расходов - как всегда, наши долги. Решено их медленно сокращать. В начале этого года государственный долг России составлял 158,4 млрд. долл. К концу следующего он уменьшится до 157 млрд.
Заплатить кредиторам придется 10,5-11,5 млрд. долл. Так записано в бюджете. На самом деле нам надлежит отдать 14,5 млрд. долл. Но правительство надеется уломать Парижский клуб кредиторов.
Принято принципиальное решение: больше не занимать. Ну разве что для того, чтобы долги отдавать. В бюджете записаны заимствования - 4,8 млрд. долл. Из них - 1,75 млрд. - от МВФ и 920 млн. - от Мирового банка. Надежды слабые.
Чтобы отдать долги, государству придется продать золото на 3 млрд. рублей. И на 18 млрд. руб. - акции "Славнефти", "Роснефти", "Газпрома" и еще восьми весьма крупных предприятий. А еще Россия собирается одолжить 140 млн. долл. Вьетнаму, 88 млн. - Китаю, 47,8 - Югославии и порядка 65 млн. - другим братским странам.
Недовольные найдутся
ПЕРВЫМ недовольным оказался президент Путин. Он сказал, что расходы на оборону надо увеличить. На сколько? В прошлом году за время прений в Госдуме расходы на оборону выросли на пятую часть. Эксперты тут же вспомнили, что в свое время Борис Ельцин постановил тратить на оборону не меньше 3,5% ВВП. В масштабах бюджета-2001 это будет 271 млрд. руб. (на 65 млрд. больше, чем заложено в проекте).
Недовольны и губернаторы. Им не нравится, как правительство поделило налоги между центром и регионами. По Бюджетному кодексу делить полагается "50 на 50". По проекту бюджета-2001 выходит 56,3% к 43,7% в пользу федерального центра. Так считает правительство. Губернаторы считают по-другому. По их мнению, Москве достается 70% всех государственных денег. Разница объясняется просто: эти "спорные" 14% - трансферты, финансовая помощь регионам. Губернаторы собирают у себя налоги, потом отправляют их в Москву и ждут, когда та пришлет их им обратно. Региональные власти предпочли бы трансфертов не ждать, а просто оставлять собранные деньги себе. Особенно же их раздражает то, что Москва отняла не что-нибудь, а дорожный фонд и налог на добавленную стоимость. Дороги были самой большой статьей губернаторских доходов, а НДС - как раз тот налог, который собирать проще всего. Правда, взамен правительство обещает взять на себя расходы на детские пособия и льготы ветеранам.
Аграрии тоже недовольны. Бюджет-2001 отменяет кредиты сельскому хозяйству. Правительству надоело, что ему никогда не платят. АПК должен Минфину уже 180 млрд. руб. Со следующего года желающие смогут получить кредит в коммерческом банке. Считается, что не вернуть деньги банку сложнее, чем не вернуть их государству. Да банк и не всякому даст. Правительство же собирается "субсидировать льготные проценты" по этим кредитам. Как это - пока непонятно. То ли опять начнут давать деньги крестьянам, чтобы те заплатили банку рыночные проценты. То ли доплачивать будут банкам, чтобы те выдали крестьянам льготные ссуды. Как бы то ни было, в бюджете-2001 на эти цели заложен 1 млрд. руб. - вдвое больше, чем было заложено в бюджете-2000 на кредиты по старинке.
Первое чтение проекта бюджета в Думе состоится 25 сентября. В прошлом году в процессе обсуждения депутаты "вскрыли дополнительных резервов" на 46 млрд. рублей - чуть больше 6% доходов. Все полагают, что и в этом году резервы есть.
Руководитель бюджетного комитета Александр Жуков полагает, что бюджет-2001 будет проходить тяжело. Но до Нового года, скорее всего, будет принят.